Социальная регуляция как условие общественного развития. Мораль и право.

Важнейшим условием существования общества, его поступательного развития, а также его атрибутивным свойством является социальная регуляция. За многовековую историю человечества оно из локальных, зачастую мало связанных между собой и относительно немногочисленных социумов превратилось в сложную многоуровневую систему. Элементы этой системы тесно связаны между собой, их взаимодействие и развитие порождает динамичную, постоянно изменяющуюся и усложняющуюся мозаику неповторимых социальных форм и проявлений.

Различные социальные формы не всегда органично сочетаются; далеко не всегда отношения между ними развиваются в конструктивном ключе. Нередко интересы взаимодействующих социальных субъектов не совпадают, что зачастую приводит к напряженности и даже к конфликтам. Подобные ситуации возникают и различным образом проявляются на всех уровнях макросоциума (всего человечества) и каждой социальной системы.

Согласование интересов различных индивидов и социальных групп, реализация и корреляция потребностей отдельных людей и целей общества, гармонизация многообразия общественных отношений – все эти и подобные им процессы требуют социальной регуляции.

Социальная регуляция осуществляется различными способами в ходе отношений соперничества, сотрудничества, нейтралитета, взаимного обмена и т.д. При этом важную роль играет система социальных норм. В ходе развития общества и формирования общественных отношений формируются традиции, запреты, правила и принципы поведения, которые приобретают нормативный характер и со временем складываются в системы норм.

Социальные нормы – принятые обществом правила, регулирующие поведение, людей социальных групп, общественные отношения. Они способствуют социализации индивида, согласованности социальной активности в обществе, обеспечению в нем порядка. Под социализацией чаще всего понимают процесс включения индивида в общественную жизнь, усвоения им образцов поведения, психологических установок, ценностей общества.

Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. По масштабу социального регулирования могут быть нормы группы, коллектива, конкретного социума, общества в целом. Часто бывает, что нормы одной группы воспринимаются и другими взаимодействующими с ней группами. Это может проходить как естественным путем, так и насильственно, в ходе военной или культурной экспансии. Так или иначе, нормы могут распространятся.

Нередко выделяют различные профессиональные нормы. Они являются результатом развития той или иной профессии, формирования профессиональных принципов и требований. Их специфика обусловлена конкретным видом производственной (образовательной, творческой) деятельности. Эти нормы иногда закрепляются в уставах и им подобных документах.

Одним из наглядных выражений подобных норм являются профессиональные кодексы, такие как кодекс офицерской чести, клятва Гиппократа, кодекс чести журналиста, кодексы чести юристов. Например, существует нравственный кодекс представителей судебной власти. Он был принят Советом судей Российской Федерации 21 октября 1993 года, и называется "Кодекс чести судьи Рос­сийской Федерации"[87]. Кодекс учитывает особое отношение к судье со стороны общества, необходимость высокой степени взыскательности судьи к самому себе, обеспечения их достоинства. Наряду с Конституцией и другими законами России судьи обязаны руково­дствоваться общепринятыми нормами нравственности и прави­лами поведения. Имеет значение и то, что требования Кодекса обязательны и для судей, ушедших в отставку.

Похожие требования содержат и другие подобные кодексы. Все они, как правило, исходят из общих социальных норм и призваны способствовать более эффективной деятельности представителей конкретных профессий в интересах общества.

Также нормы могут быть классифицированы по формам общественного сознания: эстетические, этические, правовые и др. нормы.

Особое значение имеют нормы морали и права, а также формы общественного сознания, к которым они относятся.

Важнейшим компонентом, как духовной сферы общества, так и социальной структуры в целом, является мораль или нравственное сознание общества, которое представляет собой один из основных способов нормативной регуляции поведения индивида и коллективных социальных субъектов.

Понятие "мораль" происходит от латинских moralisкасающийся нравов, mores – поведение, нравы, обычаи. Под этим понятием объединяют нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, критерием оценки которых служат понимание сущности добра и зла, чести и бесчестья, справедливости и несправедливости, милосердия, сострадания и жестокости.

Сущность и проблемы морали и нравственности исследует этика (от греческого etos – нрав, обычай) – специальный раздел философского знания, учение о нравственности.

"Мораль" и "нравственность" – важнейшие категории этики (первая – латинского происхождения, а вторая – русского), близкие по смыслу. Поэтому они нередко используются как синонимы. Однако в русском языке существует традиция их различать. Трактовки различия могут не полностью совпадать, но основных варианта два: в одном случае мораль воспринимается скорее как важная характеристика общества, тогда как нравственность в большей степени применима к отдельному человеку; в другом случае мораль определяется как нечто внешнее по отношению к человеку, а нравственность, прежде всего, характеризует внутренний мир человека.

Ученые считают, что мораль – результат развития общества, представляющий собой совокупность проявляющихся особенным образом законов Природы. Другими словами, нормы этики, это законы регуляции специфических социальных отношений. Они выполняют в обществе ту же роль, что инстинкты для животных. Нарушение этих правил создает условия деградации общества, может привести к его гибели, как и животных – их поведение, противоречащее инстинктам.

Каждое общество, каждая социальная система формирует свои нормы морали, обладая, таким образом, специфичным нравственным сознанием. Однако механизмы формирования нравственного сознания во всех обществах схожи между собой. Формируется нравственное сознание, как правило, в ходе воспитательного процесса, хотя элементы нравственности могут возникнуть и в результате сопереживания или даже в рамках процесса адаптации.

Важная характеристика моральной нормы – ее общественная направленность. Нравственность определяет поведение человека и социальных групп, дает возможность оценить их поступки, цели и результаты деятельности, регулирует межличностные и другие общественные отношения в интересах общества.

Другая важная особенность моральных норм заключается в том, что они, как правило, не являются строгим предписанием, закрепленным в юридическом документе. То есть, нарушение нравственных норм не влечет за собой санкций со стороны государства. Безнравственность, аморальный поступок вызывает общественное порицание, молчаливое или высказанное вслух осуждение со стороны общества. Но в этом зачастую и проявляется сила морали. Ее нормы, усвоенные субъектами социальных отношений, заставляют носителей данного нравственного сознания поступать, порой, вопреки каким-то собственным интересам, ожиданиям родных, знакомых, но обязательно – в соответствии с нормами морали.

Впрочем, нравственное сознание даже в рамках одного общества может отличаться, в зависимости от того, какими социальными характеристиками обладают его носители. Это, главным образом, зависит от социального статуса конкретного субъекта общественных отношений, будь то отдельный человек, коллектив, или большая группа людей. Имеют значение религиозные традиции, географические особенности, образ жизни. Существенным условием, определяющим отличие, может оказаться национальная принадлежность, образование, и даже традиции проведения досуга. Поэтому представляется нормальным, когда общество стремится обеспечить высокий уровень образования, достойный уровень жизни своих членов, требует от государства создание условий, для реализации их внутренней энергии, творческого потенциала, социальной активности в конструктивных целях, соблюдения социальных прав и свобод, обеспечения личного достоинства граждан.

Неспособность решения такого рода задач создает условия формирования антиобщественной морали, таких моральных традиций в различных социальных группах, которые способствуют возникновению социальной напряженности и конфликтов.

В то же время, существуют моральные нормы, одинаково значимые не только для большинства составляющих их индивидов и социальных групп, для "здоровой" части общества, но и для всех современных социальных систем. Чаще всего они встречаются в заповедях религиозного характера – "не убий, не укради, …", но могут отражаться и в других формах, например, в сфере спорта, искусства и т.д. Любые моральные системы примерно одинаково трактуют такие категории этики, как "добро", "справедливость", "честь" и другие.

Добро – это понятие для обозначения того, что делает людей счастливыми, уверенными в своем будущем, неагрессивными по отношению к другим людям и природе; это то, что гармонизирует отношения людей между собой, а также между обществом и природой. С добром связаны такие понятия этики, как мужество, справедливость, щедрость, альтруизм, любовь, вера, самопожертвование, сострадание. Добро предполагает мир в обществе (в семье, между странами и на планете в целом), здоровье и благополучие отдельного человека, общества. Добро связано с чистотой совестью, незапятнанностью ее недостойными поступками и мыслями. Зло – противоположность добра; оно связано с несчастьем людей, с неустроенностью их жизни, с обманом, с паразитированием по отношению к обществу и природе.

Счастье – это полная удовлетворенность человека своим состоянием, приносящая ему радость, ощущение достижения желанной цели. Это понятие, применимое в большей степени к отдельному индивиду, к семье. Несчастье означает осознанное чувство утраты, возможно, невосполнимой (горе, беда), противоречие между пониманием необходимой цели и осознанием невозможности ее достижения.

Справедливость – понятие, отражающее единство и соответствие того, что человек дает обществу и природе, и того, что получает от них; означающее соразмерность физических, духовных затрат человека на благо общества и благ, которыми ему доступны. Это понятие связывают с необходимостью воздаяния за совершенное человеком добро, и наказание – за его ошибки или преднамеренное зло с его стороны. Ошибками или злом может быть и бездействие индивида, там, где очевидно требовалась активность. Несправедливость – попрание соразмерности воздаяния, оценки деятельности человека; незаслуженное пользование благом, ресурсами, или незаслуженное наказание.

Честь – внутреннее достоинство человека, доблесть, благородство, честность, ответственность перед обществом, умение держать слово.

Совесть – способность критической оценки человеком самого себя и постоянная реализация этой способности, нравственный самоконтроль. Бессовестным называют человека, ведущего себя эгоистично, игнорирующего интересы окружающих.

Однако моральные нормы не всегда оказываются достаточными для достижения порядка в обществе. Нередко в человеческом обществе для относительной гармонизации отношений, для подчинения интересов субъектов социальной жизни интересам общества (либо интересам государства) требуется система более жестких ограничений. Возникают нормы права и правовое сознание, как специфическая форма общественного сознания.

Генезис права, его сущность и наиболее общие закономерности функционирования исследует философия права. Данный раздел философского знания не только исследует правовое мировоззрение, но и оказывает существенное влияние на его формирование. Философия права изучает проблемы свободы, социальной справедливости, анализирует состояние правовой сферы общества, выявляет ценности и формулирует идеалы правового сознания, соотносит право с остальными формами общественного сознания, с другими формами социальной активности.

Таким образом, в философии права ярко выражены онтологический, гносеологический, аксиологический аспекты анализа права. Она в немалой мере играет роль методологии для юриспруденции, выявляя глубинные признаки права и формируя элементы технологии его формирования и анализа.

Итак, право является объектом исследования философии права, а предмет ее анализа – сущность и наиболее общие закономерности происхождения, развития и функционирования права.

Право по своей направленности, по той роли, которую оно играет в обществе, похоже на мораль. Оно регулирует общественные отношения различного уровня: от межличностных до международных. Цель правовой социальной регуляции заключается в обеспечении согласованности действий социальных субъектов, в сведении к минимуму противоречий между ними, в создании условий для однозначного понимания приоритетов и ценностей социума, для наиболее эффективного функционирования и развития общества.

Вместе с тем, право потому и выделилось в отдельный вид общественного сознания (это произошло в силу практической необходимости в ходе социальной эволюции), что оно имеет существенные отличия от морали.

Нормы права, в отличие от норм морали (и от других социальных норм) инициированы государством; установлены уполномоченными органами государственной власти. Они достаточно четко определены формально и обязательных для всех членов общества. Важным является то, что нормы права имеют принудительный характер. Государство применяет насильственные меры в отношении субъектов нарушивших правовые нормы, для этого могут использоваться так называемые силовые органы, в том числе милиция (или полиция), армия и другие. Важную роль в правовом регулировании играет суд. Нормы права имеют "адресный" характер, они направлены не на "социальные отношения вообще", а на конкретные вид или тип общественных отношений.

Право – это установленная или санкционированная государством система правил поведения людей, которая при необходимости обеспечивается государственным принуждением и выражается в официальной форме (например, в форме законов).

Среди источников права в первую очередь называют нормативно-правовые акты органов государственной власти, правовые обычаи, судебные прецеденты.

В системе основных принципов права обычно выделяют несколько уровней. Так, к наиболее общим относят принципы справедливости, гуманизма, демократии. Помимо этого выделяют уровни межотраслевых (одинаково значимых для всех отраслей права) и отраслевых принципов (играющих особую роль в конкретной отрасли права).

Право имеет ряд важных социальных функций. Так, воспитательная функция заключается в том, что право формирует важные социальные ориентиры, влияет на формирование правовой культуры. Аксиологическая функция права выражена в акцентировании внимания общества на важных ценностях – справедливости, добре, равноправии и других. Право участвует в формировании данных ценностей, а также играет первостепенную роль в формировании таких ценностей, как правопорядок, безопасность и некоторых других. К функциям права относят координирующую, информационную и некоторые другие функции.

Среди важнейших функций права находится и социально-регуляционная функция. Все функции связаны между собой, а право связано с другими формами общественного сознания.

Моральные и правовые нормы могут расходиться между собой по содержанию, по предписываемым в каждом конкретном случае действиям, и даже противоречить друг другу. Это связано с традициями и обычаями данного социума. Противоречия, также, обусловлены стремлением государства проводить определенную собственную политику, которая исходит прежде всего из интересов и морали какого-то одного класса данного общества или ориентируется на международные правовые нормы, не учитывающие интересов данного общества.

По всей видимости, правовые нормы формируются быстрее, чем нормы морали. Нравственные ценности складываются столетиями и даже тысячелетиями, отдельные из них начади формироваться, скорее всего, на самых ранних этапах общественной эволюции. Кроме того, правовые нормы носят более субъективный по сравнению с моралью характер. Однако это обстоятельство не делает право мене необходимым для общества. Право на современном этапе социального развития не может быть заменено никакими другими формами социальной регуляции. С другой стороны, оно может эффективно функционировать только в органичном единстве с другими формами, так как не может охватить все стороны социальной активности и общественные отношения (и не претендует на это).

Все формы общественного сознания участвуют в гармонизации общественных отношений, а также в гармонизации отношений меду обществом и природой, в решении проблем, стоящих и вновь возникающих перед социальными системами, все они в той или иной мере определяют настоящее и будущее общества.