Космология

Картина мироздания, которую рисует теософия, дана, по мнению А. Безант, духов­ными охранителями человечества через их ученицу и посланницу Е. П. Блаватскую и описана в ее произведениях. Теософия определяет космос как систему, «которая, исходя от единого Логоса и поддержива­емая Его Жизнью, является... вполне законченной в себе самой» (Безант А. Древняя мудрость. СПб., 1910. С. 218). В большинстве теософских трудов человеческий космос ограничивается Солнечной системой, в которой физическое Солнце — это низшее про[235]явление Логоса. Логос понимается как «зеркало, отображающее Бо­жественный Разум; Вселенная же является зеркалом Логоса, хотя последний есть сущность... этой Вселенной... каждая Вселенная (Мир или Планета) имеет своего Логоса...» (Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Рига, 1937. Т. II. С. 37). Материя Солнечной системы есть результат первого творческого действия божественного Логоса, которое подготовляет поле эволюции. Она везде пронизана более тонкой ма­терией, другими мирами и переплетается с ними. Первоматерией кос­моса является эфир, изменение плотности которого порождает различные материальные формы; мысль рассматривается как особо тонкий вид эфира.

Эволюция космоса — результат действия трех творческих волн Божественного Логоса (или трех логосов). Первая жизненная волна, излитая в океан межзвездной материи, исходит из самого Логоса. Она образует атомы и строит их многочисленные сочетания. Вторая великая волна в своем нисходящем движении наделяет материю различными чертами или свойствами, а в восходящем движении строит формы из материи, уже обладающей свойствами. В этом процессе Логос раскрывается как творец, как «Великий Геометр Вселенной». Третья великая волна связана с истечением «семян божественности» — человеческих душ, которые Божественный Логос посылает в материю для того, чтобы одушевить и использовать тела, подготовлявшиеся для них в течение долгой эволюции, медленного восхождения от минерала к растению, от растения к животному, от животного к животному-человеку. Теософия рисует пантеистическую картину мира, в котором каждая частица материи духовно-материальна. Дух и материя составляют неразрывную пару, и одна сторона не может существовать без другой.

Солнце как проявление Логоса в человеческом космосе имеет могущественных сотрудников — разумных духов, которые становятся действующими силами в создаваемой им Вселенной. Это семь священных сущностей — планетарных логосов (логосов второго поряд­ка), саморожденных от присущей им силы в лоне Материи-Субстанции. Высшие духи были космократорами, формовщиками нашей Солнечной системы. Каждый из них — предводитель целой иерархии духов, управляющих его царством, и специализирует материю своего царства.

Седьмеричная система, изначально задаваемая семью логосами второго порядка, пронизывает весь человеческий космос от атомов, которые тоже имеют семь субпланов, — до планетарных царств и человека. На четырех нижних планах каждый планетарный логос образует семь шарообразных миров, которые, в свою очередь, образуют планетарную цепь. Перевоплощения планетарной цепи, или ее манвантары, также делятся на семь ступеней.