Знания о мире и человеке, мифология и философия

В мифологии древнего мира реальные знания о способах врачевания, о свойствах растений и животных, о других племенах и странах со­единялись с заблуждениями. Ко времени возникновения философии в Индии и Китае были уже накоплены знания в области математики, астрономии, химии, достигнут высокий уровень медицинских знаний. В Древней Греции появилась математика, не ставившая перед собой чисто утилитарных задач (школа Пифагора). В конце VI в. до н.э. [255] была выдвинута идея сферичности Земли. Внерелигиозными были знания об обществе. Именно в Греции возникла история как самостоятельная отрасль знания, в качестве таковой она развивалась и в древнем Риме. Греческие и римские историки — Фукидид (ок. 460 — 400 до н. э.), Тит Ливий (59 до н. э.—17 н.э.) — представили историю как развертывающийся процесс, не зависящий от богов: события, их результаты обусловлены человеческими действиями и характерами. Возникла и архитектура как особая наука. Римский историк и инженер Витрувий (I в. до н. э.) написал «Десять книг об архитектуре», где архитектура представлена как научный синтез искусства и техники.

Все эти области знания благотворно влияли на философскую мысль, которая ставила проблемы бытия, познания, человека, религии и решала их вне мифологии, хотя могла и сохранять кое-какие эле­менты мифологического мышления. Философские учения в древности содержали в себе комплекс конкретных знаний о природе и человеке. С VI в. до н.э. союз конкретных знаний и философии начинает пре­одолевать мифологическое сознание.

Античная философия явила миру образцы раскованного, творческого подхода к проблемам бытия и познания. Многообразны суждения древних мыслителей о первооснове явлений природы: вода, воздух, стихии, нус, апейрон, огонь, атомы, идея. Философы разных направ­лений — Демокрит, Сократ, Лукреций и др. — свободно рассуждали о природе вещей и человеке, основываясь на совокупности знаний о мире. По мере развития философской мысли происходит еще одно со­бытие: она стремится освободить внутренний мир человека от страха перед богами и потусторонним миром, размышляет о причинах и роли религии в обществе.