Свободомыслие в европейской философии

Весьма колоритна фигура П. Абеляра (1079 - 1142). В автобиографическом сочинении «История моих бедствий» он талантливо описал не только трагическую историю своей любви к Элоизе, но и свои философские убеждения, конфликты с церковью и правоверными ñõîластами. П. Абеляр пользовался широкой популярностью среди слушателей Парижского университета. Когда он был оттуда изгнан, толпы молодых людей стекались на его лекции, читаемые им в лесу под Парижем. Католическая церковь дважды осудила его учение как ересь. Принцип П. Абеляра — «понимать, чтобы верить». Абеляр проводил четкую границу между верой и знанием. Он усматривает в заблуждениях веры «величайшие опасности», не видит в ней никакого движения вперед. Философы, по мнению П. Абеляра, используют разумные доказательства; в отличие от веры, человеческие знания о вещах со временем возрастают; в любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание. Первым ключом мудрости П. Абеляр считает постоянное вопрошание, а самым главным для философа — исследовать истину при помощи разума и следовать во всем его доводам. П. Абеляр полагал, что в Евангелиях кое-что кажется несогласным с истиной, значит, даже в христианстве заключено немало заблуждений (См.: Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959. С. 96-103).

Тенденция к обособлению философии от теологии нашла выражение у аверроиста, сторонника теории двойственной истины, преподавателя Парижского университета Сигера Брабантского (ок. 1235 — ок. 1282). Для Сигера Бог — это некая безличная абстракция, которая не властвует над миром и человеком, а мыслит лишь о себе самом, подобно богам Эпикура; Бог не может предвидеть будущее, не может дать бессмертие смертной вещи. Мир вечен; никогда не было первого человека. Существует вечный интеллект, общий разум бесконечной цепи поколений, который может действовать лишь в связи с телом.[267] Наказание и награду человек получает в земной жизни; душа погибает вместе с гибелью тела. Нет и чудес; ненужными оказываются молитвы, обряды и т.п. (См.: Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962. С. 349-360).