Свободомыслие А.Н. Радищева

А. Н. Радищев (1749 — 1802) развивал антиклерикальные идеи в связи с критикой угнетения. Порабощение, с его точки зрения, искажает природу человека, а подлинная сущность человека — это свобода, вольность. Когда возникает самодержавие, тогда народ становится для царя «подлой тварью». Ода «Вольность», написанная им в честь русского народа, обладающего огромной потенциальной силой, провозглашает право народа на самостоятельное решение своей участи и участи своих поработителей. А. Н. Радищев связывал существование религии с бедствиями и страданиями людей: «Не удивительно, что бедствием гонимые, преследуемые скорбию, болезнию, мучением, ищут прибежища выше жизни» (Радищев А.Н. Полн. собр. соч. М.; Л., 1941. Т. II. С. 89). Он видел союз самодержавия и церкви, позволяющий держать народ в несвободе, и выступал однов­ременно против того и другого.

А. Н. Радищев высоко ценил человеческий разум, дерзнувший «объять мыслью самого творца», способность человека проникнуть в «сокровеннейшие тайны природы». Он осуждал священников за то, что они подрезали разуму крылья, отягчали его оковами, чтобы не обратил он «полет свой к величию и свободе». В работе «О человеке, его смертности и бессмертии» А. Н. Радищев, по существу, отверг христианскую идею бессмертия души.