Декабристы поставили своей целью устранение крепостного права и самодержавия. Политическое свободомыслие у ряда декабристов сочеталось с антирелигиозным вольнодумством, питаемым также европейской культурной традицией. И. Д. Якушкин (1793 — 1857), который взялся за дело освобождения крестьян еще в 1820 г., создал училища в городе Ялуторовске, сам составлял таблицы по грамматике, арифметике, русской истории. Он отказался от религии уже в 17 лет: находясь в заключении в Петропавловской крепости, заявил, что не христианин. Он не считал нужным исполнять «пустой обряд» причащения, перед смертью отказался от исповеди и запретил ставить крест на могиле.
А. П. Барятинский (1798 — 1844) раскрыл свое понимание причин религии в «Атеистическом стихотворении», написанном на французском языке; его мысли навеяны французскими просветителями. Он пишет, что «неизъяснимый ужас» перед природными катаклизмами заставляет признать Бога, как и чувства, охватывающие человека, когда темной ночью перед ним сияют звезды. Кроме того, поклонение Богу является естественным результатом воспитания. Личные трагедии — старость или болезни — тоже могут вернуть человека «к предрассудку, баюкавшему его детство». На основе доводов разума А. П. Барятинский отвергает идею Бога: [284]
«О, разобьем алтарь, которого он не заслужил,
Он благ, но не всемогущ, или всемогущ, но не благ,
Вникните в природу, вопросите историю —
И вы поймете наконец, что во имя его собственной славы,
Видя столько зла, покрывающего весь мир, —
Если бы Бог даже существовал, — надо его отвергнуть».
(А.Н. Радищев и декабристы. Из атеистического наследия первых русских революционеров. М., 1986. С. 208)