Нигилизм

Нигилистическое направление в современном свободомыслии берет свое начало от Ф. Ницше (1844 — 1900) — автора «Так говорил Заратустра», «По сторону добра и зла», «Антихристианин» и т. д. Ницшеанство сложилось в 70 — 80-е годы XIX в. До сих пор оно имеет множество последователей.

Сам Ф. Ницше характеризует свою философию как «нигилизм», считая, что он стоит у порога истины, добра и гуманизма. Ф. Ницше различает два типа нигилизма — пассивный и активный: пассивный — знамение слабости, регресса воли и духа; активный является «знаком повышенной мощи воли и разума». Все прежние цели и ценности, идеалы и верования перестали соответствовать требованиям будущего дня, необходима «свобода воли» и «творческая интуиция», с помощью которых произойдет прорыв в будущее. «Бог умер», говорит Ф. Ницше, отсюда необходима переоценка всех ценностей, в частности христианских. Философ считает, что христианство расслабляет человека, делает его безвольным. Ему он противопоставляет новую «религию религий», основу которой составляет идея вечного возвращения. В результате вечного возвращения появляется сверхчеловек, который является единственной целью всего человечества. Основная ценность сверхчеловека — воля к власти: «Господствовать — и не быть больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить человека» (Ницше Ф. Злая мудрость. М., 1990. Т. 1. С. 734).