Принципы изложения

При раскрытии содержания, в расположении теоретического материала и фактов, в дидактике и методике религиоведения реализуются некоторые принципы. Охарактеризуем их.

Исходный принцип — строгая объективность, конкретно-историче­ское рассмотрение предмета. Не приняты абстрактные стереотипы, согласно которым «темная» и «светлая» краски заранее предназна­чаются для живописания явлений религии или свободомыслия. Излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные факты; используются результаты, полученные в мировом религиоведении, философии. Подбор и расстановка теоретического и фактиче­ского материала осуществляются с намерением как можно более точно воспроизвести историю, чтобы в ней искусственно не образовывались пустоты и «белые» пятна.

Другой принцип — рассмотрение религии, религиозной философии, свободомыслия в контексте развития духовной культуры. Религиоведение занимается исследованием своеобразных ее областей в их истории и современности, а значит, в своем аспекте решает ряд культурологических проблем. Выявляются особенности религии как феномена культуры, свойства религиозно-культурных образо­ваний, специфика религиозной философии, своеобразие различных выражений свободомыслия в духовной жизни общества и личности.

Еще один принцип — анализ мировоззренческих вопросов под углом зрения проблем бытия человека, его сущности и существо­вания, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия, иначе говоря, в плане рассмотрения ряда вопросов философской антропологии. Принято понимание мировоззрения в широком смысле слова: мировоззрение образуют наиболее обобщенные знания на мир в целом и отдельные явления в нем, на человека и человечество, место их в мире, на общество и его отдельные сферы, на процесс познания; оно синтезирует экономические, социально-политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и другие взгляды. Мировоззрение включает картину природы, систематизирующую достижения естествознания, картину общества, результирующую данные обществознания, картину человека, обоб­щающую содержание человековедения. Главное измерение решения мировоззренческих проблем проходит по линии «человек — природа», «человек — общество и история», «человек — человек».

Следующий принцип — изложение вопросов на языке толерант­ности, терпимости, диалога религиозных и нерелигиозных мировозз­рений о человеке, обществе, мире. Мировоззрения — религиозные и нерелигиозные — имеют ряд слоев: 1) совокупность исходных интегрирующих представлений, понятий, идей, образующих «фунда­мент» и «каркас» мироосознания, мирообъяснения, отношения к миру; 2) объяснение основ бытия отдельных областей природы, общества, человека — космоса, биосферы, экосистемы, экономики, политики,[11] права, морали, искусства, психики, сознания и пр.; 3) представления и идеи, описывающие те или иные события, явления в природе, обществе, человеке; 4) общечеловеческие элементы (объективно-истинные знания, нравственные представления, выражающие необ­ходимые условия всякого человеческого совместного существования, общезначимые художественные ценности и пр.) и особенные, свойственные только некоторым культурам компоненты. Исходные базисы религиозный и нерелигиозных мировоззрений различны. Различны в этих мировоззрениях и принципы объяснения процессов и событий, в природе, обществе, человеке. Но экономические, социально-политические, экологические, нравственные, эстетические и другие идеи, ценности могут совпадать, а общечеловеческие — совпадают.

Наконец, обозначим следующую принципиальную позицию: свобода совести интерпретируется с учетом истории становления данного понятия, мирового опыта (в том числе и в нашей стране) обеспечения прав человека в этой области. Осмысление свободы совести велось и ведется на разных уровнях и в разных аспектах — общефилософском и теологическом, этическом и эстетическом, политологическом и правоведческом, логико-познавательном и пр. В государственно-право­вых документах — конституциях, законах, постановлениях — использу­ется юридическое понимание свободы совести, формулируются положения, обеспечивающие право на такую свободу. И это вполне естественно. Но правовое понимание и правовые нормы не должны быть оторваны от историко-культурного контекста, должны принимать во внимание более широкое осмысление феномена свободы совести. В противном случае государственно-правовые документы не будут служить надежным основанием обеспечения равного права на такую свободу граждан с разными мировоззрениями, убеждениями и образом мыслей.

Содержание, дидактика и методика изложения сообразованы с положениями о свободе мысли, совести, религии и убеждений в международных правовых документах, таких, как: «Всеобщая декла­рация прав человека» ООН от 10 декабря 1948 г., «Международный пакт о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г., «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» от 1 августа 1975 г., «Парижская хартия для новой Европы» от 21 ноября 1990 г., а также с соответствующими положениями Конституции России и Закона России «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г.