ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

Вопрос 1. Древнегреческая натурфилософия. Проблема субстанции. Милетская школа.
Фил-я Др Греции форм. в условиях, когда свободный гражданин полиса являлся основной фигурой общества. Древнегреч. фил-я включ. следующие этапы:1.становление древнегреч. фил-и (VII – V вв. до н.э., досократовский период, представлен милетская школой, Гераклитом, эллейской школой, атомистами)2.классическая древнегреч. фил-я (V – IV вв. до н.э.­,сократический период;философско - просветитительская деятельность софистов, философии Сократа, Платона,Аристотеля).Натурфилофофия – умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреч натурфил-я (милетская школа и др.) явилась первой историч. формой философии . Возникла нф. ещё до появления собственно фил-и, из так наз. космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Конечной целью натурфилософии явл. уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония. Родоначальником натурфил-и были ионийские философы. Ими рассматривались следующие осн. проблемы:материя и её (атомистическая) стр-ра, гармония (математическая) Вселенной, соотношение вещества и силы, неорганического и орг. Значение ионийцев заключается не в решении проблем натурфил-и, а в их постановке. У Аристотеля постановка многих вопросов натурфил-и получает уже естественнонаучный характер.К древнегреч. натурфил-и относятся: Милетская школа, школа Пифагора, атомисты. Основополагающим в Милетской школе были поиски начала, из которого все возникло, т.е. прежде всего ставился вопрос о первооснове мира. Для первых греч. мудрецов был важен ответ на ?: где то основание, благодаря чему все рождается и все уничтожается? Каково то, из чего все происходит и во что все «разрешается»? Что есть основание единства мира, всепорождающее и всеобъемлющее? Милетская школа искала одно первоначало (архе), сославшись на которое можно было решить все проблемы, касающиеся рождения, жизни. Гибели, движения, изменения. И общекосмическое начало в самой природе.У греков природа и сущность опред. одним словом – «фюсис». Они использовали слово «природа» в значении – суть чего-либо.Яркие представители древнегреч. натурфил-и :Гераклит (540-475 до н.э.), Фалес (640-546 до н.э.), Анаксимен (585-525 до н.э.), Анаксагора (500-428 до н.э.), Эмпедокл из Агригента (ок. 490-430 до н.э.), Пифагор (6 в. до н.э.), Демокрит (ок. 460-370 до н. э.). Левкипп (ок. 500-440 до н. э.), Аристотель из Стагиры (384-322 до н. э.).Первые учения - г. Милет 7-6 в. днэ - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. В 5 вднэ Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь фил прекратилось. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается искали начало происхлждения и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением.в своем мышлении исходили из природы, как самодостаточной в своем существовании и все объясняли, прибегая к природным основаниям и силам. Они были убеждены, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду (материальная основа ссего,остается постоянной при изменении,явл.единством в разнообразии), Анаксимен – воздух(Огонь – это разряженный воздух,Душа также состоит из воздуха), Анаксимандр – некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон,его нельзя определить,он постоянно нах. в движении,выделяет тепло и холод , благодаря ему все вещи рождаются и умирают. Анаксимандр и Анаксимен ввели в фил-ю понятие «вечного движения». Воздух всегда нах. в движ – превращении (Анаксимен). Благодаря движению «одни вещи рождаются, др. уничтожаются». Но изменяются только части, целое же остается неизменным (Анаксимандр). Мир возникает благодаря борьбе тепла и холода.Вещи возникают в рез-те тех превращений, которые происх. с первовеществом, сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего нах. первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом. Постулируемые милетцами субстанции относятся фактически к миру явлений и событий. За пределы мира событий и явлений милетцам не удалось выйти, но они делали такие попытки.
Анаксагор так же ставит вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников, видел ее в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые наз. гомеомериями. Согласно А., мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее св-ва зависят от преобладания того или иного типа семян. А. ввел в фил-ю понятие зависимости качества вещи от количественной стороны свойств. Возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц - семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего – все". Семена,понимались А-м как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, явл. ум (нус). Ум понимается и как духовная, и как матер. механическая сила. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности. В области познания А. считал, что глав. роль принадлежит чувствам. Но он не абсолютизировал чувственное познание, придавал большое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.

Ионийская фил-я представлена в основном Милетской школой и философом одиночкой Гераклитом. По мысли Гер-та, человек - часть природы (космоса), представляющей собой вечно живой огонь, она вечна, бессмертна и никем не сотворена; чел. должен жить в соответствии с природой, с ее живой "душой" - вечно живым огнем-логосом.Логос у Гер-та – закон движения мира, но одновременно он и разум, свойственный всей материи. Огонь у Г. – это символ, благодаря которому возникает образ живого, динамического первоначала. Чел. душа у него тоже имеет «огненную природу». Г. выражает мысль о всеобщности, универсальности изменения. Вместе с огнем движется, изменяется, обновляется и все в мире.Г. в своих мыслях предугадал Закон единства и борьбы противоположностей. Против-ти, которые пребывают в вечной борьбе друг с др., также и едины в этой борьбе; против-ти эти не застывшие, они переходят друг в др., они подвижны, как подвижно все в мире (холодное нагревается, горячее - остывает).Г. был сторонником круговорота в-в в природе и цикличности истории. Он один из первых,кто пытался определить объективную закономерность (диалектику), лежащую в основе всякого процесса и состояния.
Проблема субстанции в фил-и. Субстанция — объективная реальность, первооснова мира.В истории фил-и первоначально С. понимается как в-во, из которого состоят все вещи. В дальнейшем, в по­исках основания всего сущего С. начи­нают рассматривать как особое обозна­чение бога (схоластика), что ведет к дуализму. В нов. время наиболее остро проблема С. была поставлена Декар­том. Уже Кант по­нимает С. как «то постоянное, лишь в от­ношении с которым можно определить все временные явления». С точки зрения материализма, С. понимается как материя, как субъект всех своих измене­ний, т. е. активная причина всех собст­венных формообразований. В понятии С. материя отражена не как противоположность сознанию, а как внутреннее единство всех форм ее движения, всех различий и противопо­ложностей, включая и противополож­ность бытия и сознания. Антисубстанциалистская позиция в фил-и отстаивается позитивиз­мом, который объявляет С. мнимой и пото­му вредной для науки категорией. Категория материи явл. фундаментальной философским понятием. Можно выделить два основных признака материи : она существует независимо от сознания и отображается ощущениями. В основе современных представления о строении материи лежит идея ее сложной системной организации.

Вопрос 2. Перспективы человека и человечества. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
Проблемы нельзя решить в рамках од­ной страны. Вселенная в философском смысле - все существующее в системном многообразии.Человек - ее неразрывный элемент – реализует собой все многообразие законов Вселенной: он физический, химический, биологический, социальный феномен.У человека сложная история эволюции и развития, стремящаяся в неведомое будущее, новый темпомир.Творя историю, человек создает себе Новые проблемы, часть которых приобретает глобальный характер по значимости для будущего человечества:1) катастрофическое загрязнение окружающей среды;2) сокращение энергетических и продовольственных ресурсов;3) рост населения в ареалах нищеты и голода;4) угроза войны с использованием оружия массового уничтожения;5) забвение достижений культуры, падение нравственности, снижение престижа образования;6) глобальные проблемы в экономической, соц., полит., эстетической и этической сферах.В наиболее цивилизованных странах Запада доминирует Технико-экономическая составляющая, подавляя культурно-этический компонент.Разрешение глобальных проблем сложно и опасно. Масштабные мероприятия по устранению одних из названных проблем неминуемо приведет к возникновению новых, поскольку как часть ноосферы человечество вступило в эпоху необратимого развития, с чем связаны различные глобальные катаклизмы. Предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к необходимости формирования новой цивилизации. Человеку необходимо использовать весь арсенал философских, научных (в том числе математических, кибернетических, синергетических) идей и методов для разработки стратегии человека, согласованной со стратегией природы.Стратегия чел-ва - совокупные действия различных цивилизаций, обеспечивающие совместную эволюцию (коэволюцию) чел-ка и среды его обитания, высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждающее катастрофы. Необходимо введение понятий экологического и нравственного императива.Экологический императив - комплекс свойств окружающей среды, изменение которых недопустимо ни при каких условиях. Нравственный императив - обновленная нравственность, заслоняющая людей от соц. опасностей.Оба эти понятия должны быть органическими составляющими стратегии чел-ва, а не табу или необоснованными догматами. Здесь нельзя фантазировать или даже экстраполировать сложившееся положение вещей в будущее.Для реализации стратегии чел-ва необходимо планетарное гражданское общество как институт, как механизм международного контроля; необходима мобилизация всего современного философского, научного, эстетического и этического потенциала для преобразования существующей системы отношений. Необходим переход от техногенной, информационной цивилизации к антропогенной, где главная ценность – человек.