ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15

Вопрос 1. Рационалистическая традиция в новоевропейской философии. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
На рубеже 15-16 веков перед философией и наукой стояли новые задачи: разрушение догматизма,выработка новых-более точных методов исследования,сама мысль зародилась в буржуазии,на его развитие повлиял рост и развитие производственного труда и экономики того времени.В новоевропейской философии часто противопоставлялась “эмпиризму” ,однако в сущности их смысл был схож –это борьба с традицией,представляющей жизнь и культуру европейского среднивековья,обе занимались изучением и уточнением науки.Основополжником считается Декарт,остальные его последователи…

1 Рене Декарт(1596-1650)народный философ стоявший у истоков рационализма,по его мнению,оснавная роль в познании мира должна отдаваться разуму,тогда как опыт претендовал на роль вспомогательного средства.Центральным моментом в гносеологии концепции Декарта являются сомнения.Существуют различные мысли,но любую из них может поколебать сомнение,и всвязи с этим он сформулировал 4 мысли: никогда не принимать за истину то,что не познано,делить каждое затруднение на несколько частей,начинать с более легкого познания к сложному,при этом создавая пречень чтобы уверять изучения.

2 Бенедикт Спиноза-голландский философ,обобщил и развил идею Декарта. По Спинозе душа человека-это идея человеческого тела.Он отрицает способность человека что-либо изменить в мире.Поскольку человек не свободен,он может лишь познать мир,Своюода есть познание необходимости ,то есть надо познать законы ,которые управляют миром

3 Лейбниц, Готфрид Вильгельм-немецкий философ,логик,математик,один из основателей маиематического анализа(крайне точный метод),полагал что в мире существуют иденичные вещи-монады,предстовляющие собой неделимую сущность,они могут быть высшими и низшими,начиная от минералов и до высших-людей,бога.Внес много изменений и поправок в изучения математики,физики того времени.

Вопрос 2. Гносеология. Сознание и его структура.
Гносеология-
философская дисциплина,исследующая возможность познания человеком мира,а так же познание человеком самого себя,появилась в немецкой философии 18го века,с 20в появилась в америке под названием эпистимология,но В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции ‘субъект — объект’»,помимо вышеперечисленного +

«»»Изучение природы наших знаний, какими они есть сами по себе в своей

онтологической сущности, и соотношение этих знаний с предметами и

явлениями, которые познаются.»»»». Основные принципы::Тождество мышления и бытия (принцип познаваемости мира);,диалектика процесса познания;,общественная практика (основа познаваемости мира).К основным формам познания,лежашим в основе гносеологии относилось,Чувственное познание,рациональное познание и иррациональное познание,чувственное-ощущение,восприятие,представление,рациональное-понятие,суждение,умозаключения,иррациональные-интуиция,воображение.Г.изучает истинное познание,в центре которого человек,способный мыслить,воспринимать речь и т.д.Итак, если говорить в самом обобщенном виде, гносеология занимается изучением сознания, познания, знания.

На личном и общественном опыте мы явно ощущаем наличие сознания, буквально физиологически чувствуем и видим результаты воздействия сознания на самого себя, на других людей и на общество в целом. И в то же время само сознание является неуловимым. В отличие от явлений материального мира оно, сознание, ускользает от внешнего наблюдение, как бы находясь вне времени и пространства. Задача гносеологии заключается в том, чтобы уловить это ускользающее сознание, рассмотреть его во взаимосвязи с миром материальных вещей, предметов и явлений, сделать его предметом своего рассмотрения и изучения.

Проблемы изучения гносеологии занимают центральное положение в системе философских наук.Это связанно с тем что проблема сознания и ее связь с реальностью может изучаться только философией,а учитыва то что та или иная проблема в философии так или иначе связанна с нашим познанием,гносеологичсекие проблемы остаются наиболее важными!