Вопрос 1. Рождение и исторические типы позитивизма.
ПОЗИТИВИЗМ – философское учение, согласно которому философия по мере развития естественных (позитивных) наук утрачивает свой предмет и становится излишней, поскольку истинное знание о мире дают универсальные научные законы, сформулированные на основе фактов и подтвержденные экспериментально.
Позитивизм исследует феномен науки как формы знания. Позитивизм делится на 4 основных этапа:
1.( О.Конт, Спенсер, С.Миль) О.Конт – философия в служебном положении у науки, нужна для систематизации научных выводов. Он классифицировал науки(на существующие и не существующие в его время). Придумал термин позитивизм- научное знание. Ввел закон 3-х стадий интеллектуального развития человечества:1.теологическая(человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм.),2.метафизическая(стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Объясняет явления посредством сущностей или абстракций.),3.научная(наука способна бесконечно развиваться).На этом этапе Наука определяется как форма знания.( На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями». На этой стадии формируется истинная наука, цель которой - познание не фактов а законов)
2.первая треть 20 века.Э.Мах-основная проблема- проблема единства научного знангия.Предложил новую онтологию( не была принята), в которой не было деления на:-физическая(гуманитарные знания),-психическая(научные знания). Э.Анторео- предложил новую методологию, новые критерии истинности- допущение существования нескольких теорий,которые доказывают одно и то же.Объективность переходит в интерсубъективность( знания существуют в сообществе заинтересованных субъектов).
3.философия постлингвистического поворота в рамках Венского кружка( группа ученых и философов)- этап неопозитивизма( логический позитивизм, аналитическая философия). Характерно: подтверждение опыта или фальсификация( все должно быть обосновано определенным способом; приветствуется наблюдение или чувственный опыт как источник всякого знания; антитеоретическая сущность; антиметафизическая направленность( ненаблюдаемые объекты, причины на которые ссылается теория), включает: отрицание причинности- понимание ограниченности индуктивной методологии; занижение роли объяснения; сомнения в реальности теоретических объектов;
Неопозитивизм продолжил в новых формах традицию эмпиризма и позитивизма. Неопозитивисты считали, что предметом философии должен быть язык, и прежде всего – язык науки как средство выражения знания.
Основные тезисы:1. Согласно концепции логического позитивизма, действительность исчерпывается совокупностью состояний вещей (а не сущностей или чего-то подобного) в окружающем человека мире. 2. Такие состояния (свойства) могут быть эмпирически обнаружены и выражены в элементарных атомарных предложениях, которые были ими названы «протокольными предложениями». Совокупность протокольных предложений составляет достоверный базис научного знания. Его можно легко получить, опираясь на наблюдение и эксперимент. Поскольку органы чувств и приборы, которые являются искусственным «продолжением» органов чувств, устроены для всех людей примерно одинаково, мы не можем им не доверять.
Свойства таких предложений:А) они выражают «чистый» чувственный опыт;Б) они абсолютно достоверны;В) они нейтральны к другому знанию;Г) они гносеологически первичны – именно с них начинается познание.
3. В свою очередь, использование логического аппарата предоставляет возможность образования структурно более сложных молекулярных предложений (например, с использованием логических связок конъюнкции, дизъюнкции, импликации и отрицания), с помощью которых можно описывать связи и отношения между состояниями вещей.
4.Постпозитивизм-отход от многих принципиальных положений позитивизма. К.Поппер – задача философии это разграничение научного и ненаучного знаний(демакрация). Этот метод основан на принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.