Психология йоги

{Самая краткая)

Философы санкхьи и йоги считают, что бессмертная душа, или трансцендентное Я, есть свободный дух, который связан с физическим телом и тончайшим образом связан с чувством, умом, ego и т. п.

У несовершенного человека нет возможности отличить бессмертное Я от ума или, как говорят, от ума — читты. По сути дела, читта — это внутреннее чувство. Кроме ума — читты у человека существует ум — манас, который есть сознание. Ум — читта постоянно принимает форму познаваемого объекта, если он связан через этот же объект с умом — манасом. Все это происходит в процессе познания. В этом же процессе бессмертный дух Я тоже кажется изменяющимся и поэтому несовершенные никак не могут это Я отличить от эгоистического, постоянно желающего Я.

Дальше разбирается очень сложная, запутанная модификация ума — читты. Мы здесь вкратце скажем о пяти основных: 1) истинное познание; 2) ложное познание; 3) знание слов; 4) сон и 5) память.

Нам придется все подробно разбирать, ибо это необходимо для основательного изучения психологии йоги.

Отношение бессмертного, неизменного Я к уму — читте настолько запутанно и сложно, что в процессе перехода читты в то или иное сознательное душевное состояние Я как бы изменяется: спит, возбуждается, бодрствует, умирает и рождается. Отсюда нам кажется, что бессмертное Я подвержено пяти видам несчастий: 1) ошибочному пониманию невечного как вечное, НЕ-Я как Я, неприятного как приятное, нечистого как чистое; 2) ложному пониманию или восприятию Я как тождественное с интеллектом; 3) желанию наслаждений и средств их достижения; 4) отвращению к боли и ее причинам, 5) инстинктивной боязни смерти у всех живых существ. На самом деле трансцендентное Я никак не подвержено им. Оно стоит особо, задача йоги (ищущего) — непременно обнаружить это Я в таком виде, в каком оно есть; это достигается только посредством отделения Я от ума — чипы и других чувств.

Когда прекратятся модификации ума и чувства, тогда обнаружится подлинная природа бессмертного Я. Вот по этой причине (обрати внимание на это, Ната!) нам необходимо добиться освобождения Я от чувства, страсти, хотения и т. д. Это достигается сдерживанием активности тела, чувства и ума — манаса и прекращением всех модификаций ума — чипы. Вот поэтому не нужно искать никакой «полноты жизни», она может еще дальше спрятать наше бессмертное Я.

Обнаруженное, выявленное Я проявляет сверхъестественную силу, выделяет из себя сияние, спасающее множество других живых, освещает самые темные углы земли и показывает многим другим светлый путь к нирване; обнаруживает божественное свойство жалости. (Ты удивлялась, как можно воспитать в себе любовь ко всем. Если отделить это бессмертное, божественное Я от всего того, что названо, то для тебя не будет различия между Яном и совершенно незнакомым негром из бельгийского Конго, различия между мною и офицером гестапо.) Это Я есть наша сущность. Веками мы перерождаемся и томимся в сансаре в постоянных муках только потому, что до сих пор не можем отделить и вытащить свое бессмертное Я от сует мирских, т. е. от модификации ума — читты и т. д.

Исходя из этого, йога ставит своей целью затормозить и прекратить все модификации ума. В парапсихологических опытах искусственным образом прекращается эта модификация и начинает обнаруживаться бессмертное Я в глубинных слоях подсознания, тогда человек начинает быть ясновидцем и телепатом. Но так называемое тело человека в целом не подготовлено к этому, и Я долго обнаруженным быть не может; с прекращением парапсихологического сеанса снова это Я уходит в дебри ума — читты, манаса и всевозможных чувств и страстей.