стране Ткачев считал сравнительно простым делом: самодержавие, по его представлению, не имеет корней в обществе, его можно свалить хорошо организованным действием. Основой преобразований Ткачев также считал крестьянскую общину, трансформированную в коммуну на основе общественной собственности и коллективного труда. После захвата власти, Ткачев предлагал экспроприацию и передачу в пользование всего общества орудий производства, замену конкуренции принципом «братской любви и солидарности», введение всеобщего общественного воспитания, уничтожения семьи, основанной на подчинении женщины» развитие общинного самоуправления при ослаблении центральной власти (Ткачев Я. Я. Соч. М., 1976, Т. 2, С. 97.).
Кроме революционной мысли в России конца XIX в. развивались либеральные и консервативные политические направления. Среди них—неославянофильство, получившее с 60-х годов название почвенничества, общественно-политические воззрения В. С. Соловьева, оказавшие сильное воздействие на последующих мыслителей начала XX века, гуманистическое учение Л. В. Толстого, идеология православной мысли (Юркевгсч, Новицкий и др.).
Наибольшее внимание сегодня привлекает общественно-по
литическое содержание идей В. С. Соловьева (1853-1900), Не вдава
ясь в глубины философских взглядов мыслителя, остановимся на
его политических воззрениях, высказанных в трудах «Чтения о бо-
гоч&яовечестве», «История и будущность теократии», «Теокра
тическая философия». На протяжении многих лёт Соловьев всту
пал в конфликты с самодержавием, православной церковью, он
осуждал стремление господствующих классов к обогащению, видя в
этом причины многих социальных зол. Соловьев критиковал пороки
буржуазных стран Западной Европы где существует «эксплуата
ция труда капиталом, производящая пролетариат со всеми его бед
ствиями...». '
Однако политический либерализм Соловьева ограничивался его социальными теориями, основное место среди которых принадлежит идее «богочеловечества». Люди, считал ученый, враждебны друг другу по своей природе. В основе этой вражды лежит борьба за существование, за поддержание уровня материальной жизни и она не исчезнет, пока человечество не выйдет из естественного состояния и связанных с ним внешних вещественных интересов. Соловьев утверждал, что нравственность не зависит от материального человеческого начала, от экономических отношений, как не зависит от рационального начала, выражающегося в юридических и государственных отношениях, В основе нормального общества, писал Соловьев, лежит духовный союз, наиболее полно воплощенный в церкви. Все остальные виды общественных отношений служат материаль-ной средой для осуществления божественного начала, представляемого церковью.
■"■■.■■ . 42 .■:', . >, .
Соловьев не идеализировал господствующую в России православную церковь. Он считал необходимым осуществить ее реформирование, которое понимал как создание «вселенской церкви» на основе объединения православия и католицизма. Прообразом «Вселенской церкви» Соловьеву служил Ватикан. Объединение восточной и западной церквей должно привести к созданию всемирной монархии на основе российского самодержавия. Таков был, по Соловьеву, путь образования «богочеловеческого союза» или «свободной теократии, способной обеспечить подлинный христианский мир, истинную свободу и всеобщую справедливость.»
Социально-философские и политические взгляды Соловьева породили значительное число последователей и подражаний. Под влиянием Соловьева находились С. Н. и Е. Н, Трубецкие, С. Н. Булгаков, П. А Флоренский и другие мыслители. Влияние Соловьева испытывали «веховцы», многие другие социально-политические течения начала XX века в России и на Западе*
Политические идеи в России в конце XIX в., продолжая ранее сложившиеся традиции, развивались многопланово, в разных теоретических направлениях, создав теоретическую почву для эволюции общественно-политических взглядов начала XX в.
: Политическая мысль начала XX в. в значительной мере испытала влияние идеи примирения и гармонизации враждующих сил, единения русской интеллигенции и народа на благо России. Многие видные представители русской интеллигенции справедливо предостерегали об опасности нигилистического отношения к христианским духовно-нравственным идеалам. Правда, долгое время эта идея трактовалась достаточно примитивно— в духе рабского примирения сеамодержавным строем, отказа от революционной борьбы. На самом деле идея смирения означала усмирение своих чувств во имя обретения подлинной внутренней свободы духа, собственного Я и свободы для других, работы над собой и для своего народа. Еще Достоевский пророчески указывал на трагическую опасность для русского народа разведения идей революционного социализма с духовно-нравственными, христианскими нравственно-этическими идеалами. Эти проблемы получили глубокое отражение в философском и общественно-политическом творчестве видных мыслителей Н. Бердяева, С. Булга-т кова, В. Розанова, С. Франка, П. Флоренского и др.
Идеи ненасилия, всеобщего братства (родства) на основе слияния интеллигенции с народом были развиты в трудах видного русского философа и общественного деятеля Н. Ф. Федорова (1828-1903). Условием преобразования общее*венных отношений мыслитель считал единство знания и действия, теории и практики. Социальное устройство Федоров определял как «общее дело», как некое идеальное человеческое объединение, большую семью, тесно связанную узами общих предков и единой судьбой. Федоров детально разработал и регламентировал внутреннюю жизнь общины — от