Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность.Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает право на управление соответствием власти интересам народа, нации или класса. Идеологическая легитимность основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения. Но в отличие от рационально-правовой легитимности, апеллирующей к сознанию, разуму, идеологическая — однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, активного участия граждан в выработке идеологии.
Во второй половине XX в. многие молодые государства в по-пытках получить признание и поддержку населения прибегают к усиленной националистической легитимности.Этот вид легитим-< ности в большей или меньшей степени присущ многим современным государствам.
Следует иметь в виду, что типы власти связаны с конкретной политической действительностью. Реально существующие политические системы представляют собой переплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяемые в качестве теоретической концепции, с конкретной реальностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без выделения этих идеальных типов осмысление реальных политических систем было бы невозможно.
Исследователи выделяют несколько источников легитимности.
1. Участие граждан в управлении,что создает общую причаст
ность людей к политике, проводимой властью, позволяет гражданам
чувствовать себя в определенной мере ее субъектом.
2. Технократическая легитимность,т. е. легитимность по
средством экономической, военной, образовательной и т. п. деятель
ности власти.
В этом случае легитимность находится в прямой зависимости от успехов такой деятельности. Неудачи ослабляют легитимность власти, а успехи укрепляют (например, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.).
3. Легитимность через принуждение. Все направлено на при
нуждение, но формы различны. Они проявляются в ограничении
прав и свобод граждан. Чем сильнее принуждение, тем ниже уровень
легитимности. Сила ■— это последний аргумент власти, с помощью
которого она стремится повысить свою легитимность.
Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитииизации, обострение которой может вызвать кризис и даже крах политического режима.
Основными причинами делегитимизации являются следующие:
а) противоречие между универсальными ценностями, господ
ствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвую^
щей элиты;
б) противоречие между идеей демократии и социально-поли
тической практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы
силовым путем, нажимом на средства массовой информации;
в) отсутствие в политической системе механизма по защите
интересов народных масс;
г) нарастание бюрократизации и коррумпированности;
д) национализм, этнический сепаратизм в многонациональных
государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;
е) потеря правящей элитой верь: в правомерность своей влас
ти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий,
столкновение разных ветвей власти.,.;
Таковы наиболее важные проблемы легитимности власти, которая в современных условиях приобретает чрезвычайно важное значение.
ЛИТЕРАТУРА ~' .■'-'.•
Власть: очерки политической философии Запада // Под ред. Мшенивервдае М. М. М.,1989.