лении обществом и государством; и) особенностей политических
процессов международной жизни — тесно связаны с познаватель
ным элементом политической культу рьь -ч
Осознанное участие граждан: 1) в обсуждении проектов госу-дарственных документов в ходе референдумов; 2) в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; 3) в работе различных государственных и общественных организаций; 4) в политических кампаниях и мероприятиях; 5) в деятельности политических партий и общественно-политических организаций — связано с поведенческим элементом политической культуры.
Выделяются три основных уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский и политический,
МировоззренческиЙуровень является базовым. На этом уров
не происходит самоопределение человека в мире политики, рыбор
им тех или иных политических ориентации и норм политического по
ведения. ' . .'■' ■■ '■>■■■■ ■" . " .' ■ . ■ -. ■>.-■ ■ .
Такой выбор зависит от жизненных позиций человека: от предпочтения им индивидуальных или коллективистских ценностей; от признания им норм западной или вострчной цивилизаций; от его религиозного или материалистического мировосприятия; от его отношения к идеологии, насилию и т. п.
Гражданский уровень. На этом уровне формируется «ядро* политической культуры. Данный уровень характеризует отношение людей к власти как к публичному центру господства и принуждения. Человек, соприкасаясь с миром политики, либо вступая в него, неизбежно формирует свое отношение к власти, к ее возможностям и полномочиям. А на основе восприятия власти человек определяется в отношении своих гражданских прав и обязанностей.
Именно на гражданском уровне формируется убежденность либо в справедливости подчинения гражданина власти, либо в приоритетности прав (свобод) гражданина по отношению к власти. Для очень многих людей такая внутренняя убежденность более значима, чем их партийные или политико-групповые пристрастия.
Политический уровень. На данном уровне складываются ценностные отношения человека к собственно политическим явлениям; от государства и межгосударственных связей до самовосприятия как субъекта политики. Окончательно «проясняются» взаимоотношения человека и политики. Определяется роль политики в жизни человека. Ценностные ориентации материализуются в политическое (либо аполитичное) поведение.
Достигнув этого уровня, люди или активно включаются в по* литичесКую жизнь общества, или сознательно устраняются от политики/При этом определенная часть людей занимает и позицию «наблюдателей*. Они предпочитают надеяться на то, что их проблемы когда-нибудь решит кто-то другой.
..ъ; к г Типология политических культур
Основные модели политической культуры—тоталитарно-авторитарная и Либерально-демократическая.
Тоталитарно-авторитарна я модель политической культу ры
характеризуется приоритетностью коллективистских качест»
гражданина над его индивидуальными качествами; Этой модели
присущи следующие 'характерные черты: - ' ' '
' - политическое сознание и ценности общества фбрмйруются
централизованно, государством. В соответствий с ними государст
венные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных
групп. К основным ценностям относятся: порядок, лояльность, пб-
литическое доверие, цоддержка государственной поАищики, еди-
щя идеология, политическое единство; . Г -..
- политическое информирование общества дозировано и одно-
канально, монопольно регулируется властями. Активно практику
ется политическая цензура;
- политический язык стандартизирован и скуден. Ему прису
щи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность. Со
ответствующая символика маловариантна, однообразна и редкооб-
новляема; ■ ■..-. •■ . ■■;.-,-., ' - ,.- .' <_
- политическая культура общества формируется «сверху» на
безальтернативной основе;
- уровень политической культуры большей части общества
невысок. Политико-культурный прогресс малодинамичен.
Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается «самбизолярованностью» от внешнего мира, «замкнутостью» политико-культурного пространства. В пределах этого пространства доминирует насилие, в том числе й прямое.
В случае контактирования с внешней средой данная модель политической культуры характеризуется низким уровнем восприимчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью с элементами агрессивности.
Но в то же время внутри этой модели ее тоталитарные и авторитарные сферы не бывают пропорциональны. Преобладают либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные. В первом случае приведенные выше характеристики присутствуют полностью. Во втором случае в политической культуре соответствующего общества могут присутствовать отдельные либерально-демократические элементы.
Либерально-демократическая модель политической культу* ры характеризуется ориентацией на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацией жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование.