В международной политической жизни такая символика представлена; «апример, рядом эмблем, смысл которых однозначно воспринимаетсявсемй людьми.
Так, изображение земного шара символизирует единство че
ловечества и утпиталъность, хрупкость мира, в котором мы живем.
Изображение голубя символизирует миролюбие, жизнь без войн и
насилия. '-.■■. ;■■-.., -■■ ■■.. :..:■■■■,..-. ..:. ,■-■, ■. ■ ■.. ■ . ■.■■■'■.■
■ • Определенной символичностью в мире политики обладают и
некоторые цвета. Голубой цвет — символ миротворчества, защи
ты. Белый цвет — символ помощи, чистоты помыслов и действий.
Зеленый цвет — символ жизни, экологии, общности человека и
природы. >
4. Существование и функционирование международных по
литических организаций. Их деятельность во многом способствует
утверждению общечеловеческой политической культуры, коорди
нации глобальной политической жизни. .
5. Международное право. Оно во многом регулирует отноше
ния между государствами и другими объектами международных от
ношений, «облагораживает» их, опираясь на достижения политиче
ской культуры и исторический опыт политических взаимоотноше
ний;- ■ " ■■■:■ ■■.■■.' • ■ . . , - ■-. . . ■.. . . . ..■.-.-- -.- ■
: 6. Глобальная политическая интеграция (объединение). Она пока имеет форму тенденции. Вызвана обострением глобальных проблем современности, решение которых возможно лишь при условии объединенных усилий всего человечества.
■ 7, Глобальнаяраспространенность государства как политического института. Этот институт представляет собой политико-организационный «фундамент» человеческой цивилизации.
8. Политический абсентеизм (негативная универсалия), —
те. политическая пассивность, аполитичность, политическое рав
нодушие. .■:..-■■ /■ .! * ■ -.■■.-.-.,■■■:. • ,■■-': . ■-.■ ■■
г В современной политической жизни активно участвует лишь 35-50% взрослого населения планеты.
9. Политический регионализм (негативная универсалия).
Он существует как бы «параллельно» глобальной политической ин
теграции. Дело в том, что современный мир еще весьма противоре
чив. Он состоит-из множества государств. А их внешняя политика
строится с первоочередным учетом интересов своих граждан («на
циональных», «жизненных»). Несовпадение интересов массы совре
менных государств побуждает их искать и объединяться с потенци
альными союзниками. : '..■;■ . : ■■
Поэтому в мире по-прежнему создаются и действуют множе
ство регионально-политических (Европейский Парламент, Органи
зация Американских государств, Лига Арабских государств, Орга
низация Африканского Единства и др.) и военно-политических (НА
ТО и др.) организаций и блоков. :
10. Политическое насилие (негативная универсалия). Оно присутствует в жизнедеятельности человечества на протяжении всей его истории. Его питательной средой является столкновение несовпадающих политических и иных интересов, стремление либо удержать власть, либо добиться ее. По меньшей мере косвенное по* литическое насилие,т— в виде психологического, экономического, дипломатического давления; информационной цензуры; навязывания определенной идеологии; угрозы применения силы к оппозиции; политически корыстного законотворчества, -*- будет существовать до тех пор, пока будут иметься политические противоречия и несо-^ впадение политических интересов людей.
Даже представленные универсалии (а их гораздо больше), та
ким образом, позволяют констатуфовать реальность общечеловече-
ской политической культуры, ее развития по определенным параме-
трам, в определенном русле. [ :
. Политическое сознание: общая характеристика.
Роль и функции политического сознания ... ■ :
Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание.
Политическое сознание—это осознание сферы политики со
циальными субъектами (индивидами, группами, общностями, об
щественными классами). Оно выступает как совокупность соответ
ствующих знаний и оценок. ' ,
Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно; оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику лолитической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни.
Кроме того, от уровня политического сознания во многом зави
сит политическое поведение, характер политической деятельности
как отдельных людей, так и их общественно-политических объеди
нений. ■ .;■;■,-.:. .-..-. .-. ■ ..;,;■: . -;;.. ..■■■;.■■ ■:■■.:■■.-:
По этим причинам состояние политического сознания как обг щества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. В этом плане власти, политические партии должны стремиться к формированию такого сознания, которое способство-^ вало бы поддерясанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социального прогресса государства.