I Л - Плтштлплп»
Цель подобной символики — привлечь внимание граждан,
объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно
побудить их на определенные действия. ■
.,.-. Эмоционально-психологическое, патриотическое воздейст
вие подобной символики на гражданина весьма ощутимо. Так, ми
нистр иностранных дел Франции Ламартин в 1848 г. говорил: «Если
вы отнимете у меня трехцветный флаг ~, то отнимете у меня полови
ну мощи Франции как здесь в стране, так и за границей». То же са
мое можно сказать применительно к большинству государств со
временного мира. ■':..-. Ч: ■...: ■■..■■■,.. :. ■..-.- .'■ >
Правда, современная Россия в этом плане находится в особой ситуации. Она переживает весьма болезненный процесс кардинальных изменений государственно-политической системы. Россия находится в режиме «формационной ломки». Эта ломка сопровождается не всегда продуманным отказом от «советской» атрибутики. По этим причинам попытка возврата страны в 1989 г. к бело-оине-красному флагу встретила в обществе неоднозначную реакцию.
Тем более, красныефлаги (стяга) были распространены на Руси издревле. Например, под красными либо малиновыми стягами русские войска отстаивали независимость нашего народа во время Куликовской битвы с татаро-монголами (1380 г.), в борьбе против польского, нашествия под руководством Минина и Пожарского, Красный цвет издавна символизировал те жертвы, которые принес наш народ ради своей свободы и независимости.
' Наряду с флагами та или иная страна в представлениях как ее граждан, татси иностранцев отождествляется с ее гербом.
Часто в качестве центрального элемента государственных гербов выступают изображения растений иди деревьев. Например, у Ливана—кедр, уКанады^ кленовый лист и др.
Не менее часто в государственных гербах встречаются и изображения животных. Например, дев — у Великобритании, орел — у США, Германии (с недавнеговремени — сова), России.
Отметим, что двуглавый орел-—один из древнейших символов власти и господства, встречающийся в таком качестве уже в Древнем Египте. В VII в. до н. э. двуглавый орел символизировал объединение Индийского царства с Ассирией. Изображения орла встречаются на цилиндрических печатях Халдеи, датирующихся VI в. до н. а В средние века золотой орел на красном поле стал одним из атрибутов Византийской империи. В XV в. черный орел на золотом фоне был гербом Священной Римской (Германской) империи.
В России же стремление представлять высшую власть над людьми £ помощью изображения орла приняло геральдическую форму в XV в. В тот период изображение византийского золотого орла на красном фоне было заимствовано Русью после женитьбы московского князя Ивана Щ на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Герб с двуглавым орлом снова стал
символом российской государственности по специальному указу
Президента РФ в конце 1993 г., — но парламентом России в таковом
качестве не одобрен до сих пор. -..■.-, . .
( Одно из центральных мест среди государственных символов
занимаютнациональные гимны. Они представляют собойофициаль
ные патриотические символы, особый «музыкальныйэквивалент»
герба или флага страны. Гимны отражают единство или харвктер на
ции — ее настроение, желание и цели так, как их представляют себе
существующая власть. .-■ , ; ,. , - -, ,■
Гимны, подобно другим национальным символам, также явля
ются «визитной карточкой» нации. Они — музыкальные знаки, с по-
моедью которых народы отличают себя друг, от друга или цодтверяст
дают границы своей «идентичности».; •
Современньш российский гимн на музьшу И. Глинки в этом плане полиостью отражает всю сложность периода, переживаемого нашей страной. Он представлен лишь мелодией, словалока отсутствуют.
Национально-государственные символы и общественные идеалы тесно связаны между сабой, взаимодополняют друг друга. В свою очередь идеал не существует сам по себе, а выражается с помощью какого-либо произведения искусства, изречения, документа. ■: Например, в СЩА первым и основополагающим символом американской нации и государственности является Декларация независимости, хфинятаяКонтииентальньш конгрессом 4 июля 1776 г.
После гражданской войны 18 61-18 65 гг. место главного документального символа нации Декларация независимости уступила Конституции с Биллем о правах. Конституция США стала и символом стабильности. Большинство американцев и поныне рассматривает свою конституцию как священный документ. В этом главном государственном документе — символе они видят твердую гарантию своих прав и свобод, своего гражданского статуса, своего будущего.
2. Политическая ритуально-процессуальная символика. Политические ритуалы и процедуры занимают в общественно-политической жизни особое место. Помимо прочего они являются символическим компонентом «гражданской (или политической) религии», характерной для конкретного общества.,
С помощью таких ритуалов простые смертные превращаются
в президентов и монархов. Например, с помощью церемонии инаугу
рации (т. е; торжественного вступления в должность) президента
СЩЛ или коронации королей в Англии. При атом коронация пред
ставляет собой политико-религиозную церемонию, осуществляет
мую в Вестминстерской аббатстве под руководством архиепископа
Кентерберийского. А Президент США, вступая в должность, произ
носит свою клятву на Библии. . ,
В общественно-политической жизни ритуально-процессуальная символика представлена также съездами и собраниями политических партий и движений, политическими демонстрациями, ми-