тингами, пикетами. Высоким уровнем символичности отличаются также и празднования исторических событий государственной важности, соответствующие салюты и фейерверки. Политико-ритуальная символика проявляется и в процессе возложения венков и цветов к национальным святыням, в процессе задействования в торжественных случаях почетных караулов и т. д.
3. Скульптурно-архитектурная политическая символика. В современной мире политическая символика самым широким образом воплощена во множестве памятников, статуй, скульптур и архитектурных сооружений.
Символами власти и государства выступают дворцы, прави
тельственные здания, площади. Например, Белый дом в США, Ели-
сейский дворец во Франции, Уайт Холл в Великобритании, Кремль и
Красная площадь в России, площадь Тяньаньмэнь и Великая Китай
ская стена в КНР и многое другое, f ' ■■
Политико-национальными символами могут выступать и человеческие фигуры в виде скульптур. Например, такие, как Марианна (Франция), Джон Булл (Англия), дядя Сэм (США) и многое другое.
О статуе Свободы скажем несколько подробнее. Эта статуя возвышается в Нью-Йоркской гавани и как бы приветствует всех прибывающих в Америку. Статуя Свободы есть символ «американской мечты», успеха, страны неограниченных возможностей, принимающей в свои объятия всех обездоленных и угнетенных со всех концов земного шара. По данным социополитических исследований, дети всех начальных школ США называют статую Свободы и национальный звездно-полосатый флаг в качестве лучших выразителей духа Америки.
В современной России восприятие обществом национальной скульптурно-архитектурной политической символики более сложно и противоречиво. У различных поколений россиян свои собственные пристрастия в этом плане. Часть из них эмоционально реагирует на культовые сооружения, а часть—на мавзолей В. И. Ленина. Часть россиян отдает политико-эстетические предпочтения скульптурам царей Российской империи (например, Петру I), а другая часть1— скульптурам видных революционеров.
Но есть в нашей стране такая архитектурная символика, которая объединяет на почве патриотизма всех без исключения наших соотечественников. Речь идет о скульптурно-архитектурных сооружениях, увековечивших победу нашего народа над фашистскими агрессорами.
В любом случае, полностыоотметать скульптурно-политическую символику какой бы то ни было исторической эпохи по идеологическим соображениям в нашей стране ошибочно. История должна оставаться историей, а не политикой, опрокинутой а прошлое. Замалчивание тех или иных неугодных очередному политическому режиму фактов нашего исторического прошлого может привести лишь
к одному: увеличению числа «иванов, не помнящих родства». Незнание же социально-политического опыта предыдущих поколений, каков бы он ни был, еще нигде и никому ничего, кроме повторных ошибок, не приносило.
4. Города—политические символы. Выразителем националь
ного духа, фактором, способствующим формированию национально-
политического самосознания, воплощением облика страны могут
выступать и целые города.
Не случайно, когда речь идет о тех или иных политических
проблемах, мировое сообщество под Москвой понимает Россию, под
Вашингтоном—США, под Токио—Японию, под Хельсинки—Фин
ляндию, под Гаваной—Кубу и т. д. '
Многие города мира могут символизировать и стойкость нации, ее мужество и упорство в борьбе против внешних врагов. Среди таких городов возможно назвать Брест, Севастополь, Сталинград, Ленинград, покрывшие себя ратной славой в годы второй мировой войны (Сейчас они относятся к разным государствам СНГ). К таким городам относятся также Иерусалим, Варшава, Барселона, Белград и многие другие.
5. Условно-графическая политическая символика. В совре
менном мире многие политические символы зачастую изобража
ются условно-графически. К таким символам возможно отнести,
например, христианский крест, мусульманский полумесяц, серп и
молот; звезды различной вариации, изображение земного шара,
голубя, колосьев пшеницы и других растений, свастику и многое
другое.
К подобным условно-графическим фигурам национально-политического характера относятся и изображения, например, медведя в России, страуса в Австралии, бобра в Канаде, лотоса в ряде азиатских стран.
Подобная символика представлена также и в определенных цветах. Так, белый цвет символизирует ненасилие, чистоту помыслов, мирные намерения. Красный цвет — символ борьбы, жертвенности, сопротивления Голубой цвет-—символ общности мира, защиты. Зеленый'— символ жизни и экологии. Черный — символ скорби, потери, поражения и т. д.
Условно-графическая политическая символика широко отражена также в массе эмблем, значков, партийных билетов, почетных грамот и дипломов, а также в государственных орденах, медалях и иных наградах.
6. Наглядно-агитационная политическая символика. Поли
тическая жизнь современного общества данной разновидностью по
литической символики оснащена в изобилии.
Редко какое-либо политическое мероприятие обходится без наглядно-агитационной символики. В общественно-политической жизни такая символика представлена: а) лозунгами; б) художест-