Политические идеологии: история и современность 213


В частности германский фашизм утверждал приоритетное поло­
жение в современной мире культуросозидающей расы — ариев, к
которой были отнесены прежде всего немцы и ряд северных наро­
дов (шведы, норвежца, датчане). Целостность расы, создание воз­
можностей для ее развития объявлялось непреходящей ценнос­
тью. Поэтому личностное начало расценивается в фашизме как
вторичное по сравнению с расово-этническим, национально-госу­
дарственным началом. Вместе с тем, в идеологии фашизма сущест­
венное место занимает вождизм или принцип фюреризма, требую­
щий безусловного подчинения масс своему конкретному руководи­
телю, а создателей фашистских партий и государств наделяет
сверхъестественными способностями. Значительную роль в идео­
логических построениях играет ницшеанская идея сверхчеловека,
который в интересах своей расы имеет право преступать нормы об­
щественной морали, созданной якобы для того, чтобы слабые могли
господствовать над сильными. 1-^-

Реализация этих идей в политической и экономической прак­тике фашизма во внешней политике привело к экспансионизму. Фашисты стремились покорить многие государства и народы. Во внутренней политике на базе фашистской идеологии были созданы тоталитарные государства, в которых все стороны общественной и личной жизни были поставлены под государственный контроль. Б фашистских государствах широко применялись методы государ­ственно-монополистического регулирования экономики, активно внедрялась идея классовой гармонии на базе теорий народного со­дружества и корпоративности. Эти общие черты фашистской идеот логии получили различные формы воплощения. Наиболее яркое выражение фашизм получил в Германии в период правления А. Гитлера. В Италии — Б. Муссолини, в Испании — Ф. Франко, в Португалии — А. Салазар создали более «мягкие» формы фашист­ских государств.

В настоящее время фашистская идеология значительно утра­тила свое влияние, хотя ее рецидивы встречаются в различных стра­нах мира в виде расизма, антисемитизма и других учений и полити­ческих движений, утверждающих превосходство тех или иных ра­совых, этнических, классовых, земляческих и иных сообществ.