Тавтология.

Знаю, что это слово довольно небла­гозвучно. Но и сам предмет не менее безобразен. Тавто-

[122]


логия — это такой оборот речи, когда нечто определяется через то же самое («Театр—это театр»). В ней можно видеть один из магических способов действия, описанных Сартром в его «Очерке теории эмоций». Мы спасаемся, укрываемся в тавтологии совершенно так же, как укры­ваемся в чувстве испуга, негодования или скорби в тех случаях, когда не в состоянии произнести ни слова; эту внезапную нехватку языковых средств мы, однако,— ма­гическим образом — склонны объяснять природной со­противляемостью самих предметов. В тавтологии со­вершается двойное убийство: вы уничтожаете рацио­нальность, поскольку не можете с ней справиться, и вы убиваете язык, потому что он подводит вас. Тавто­логия — это потеря памяти в нужный момент, спасительная афазия, это смерть или, если угодно, комедия — «предъ­явление» возмущенной реальностью своих прав по отношению к языку. Магическая тавтология, разуме­ется, может опираться лишь на авторитарные аргу­менты; например, родители, доведенные до отчаяния постоянными расспросами ребенка, могут ответить ему:

«это так, потому что это так» или еще лучше: «потому что потому». Прибегая к магическому действию, они ведут себя постыдным образом, ибо едва начав рациональное объяснение, тут же отказываются от него и думают, что разделались с причинностью, произнеся причинный союз. Тавтология свидетельствует о глубоком недоверии к языку: вы его отбрасываете, потому что не умеете им пользоваться. Но всякий отказ от языка — это смерть. Тавтология создает мертвый, неподвижный язык.