Михаил Булгаков—журналистдраматург, прозаик. 1921—1929

ческая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве». Режиссер спектакля А. Д. Попов подходил к оценке пьесы накануне премьеры очень осторожно, стремясь обезопасить себя от любых обвинений. Он утверждал, что «общественно-политические вопросы в пьесе недо­статочно четко поставлены» и «все, что говорят и делают действующие лица пьесы, не возвышается подчас над анекдотом». Персонажей «Зойкиной квартиры» режиссер, аттестовал крайне нелестно, но, наверно, во многом справедливо: «Каждый образ пьесы — жуткая гримаса. Авантюризм, пошлость, разврат — вот ассорти­мент „Зойкиной квартиры"... Люди потеряли человече­ский облик, стали социальной слякотью». Булгаков, конечно, себя с «социальной слякотью» не отождествлял и отделял от опустившегося дворянского интеллигента Обольянинова (хотя наркоманию драматург познал на собственном печальном опыте) или авантюриста Амети-стова. Но роднило его с ними отсутствие ясной обще­ственной перспективы (потому-то так низко пали многие герои пьесы). Это усиливало трагическую ноту в коме­дии, оттого-то и назвал ее автор «трагической буф­фонадой».

Хотя «Зойкина квартира» была заказана Булгакову еще в сентябре 1925 года, ее премьера прошла вскоре после «Дней Турбиных». Реакция критики на вахтангов­ский спектакль во многом определялась ее отношением к автору МХАТовской пьесы, и уже по этой причине была резко негативной. Не нравилось критике и неприглядное изображение советской действительности. Само назва­ние «Зойкина квартира» превратилось в символ разложе­ния и разврата. Публика же пьесу приняла, хотя ее успех и был несколько меньшим, чем «Дней Турбиных». Это можно объяснить следующими причинами: во-первых, о нэпе было значительно больше правдивой прозы и пьес, чем о гражданской войне; во-вторых, сам нэп уже уходил с исторической сцены; в-третьих, на эту тему были пье­сы, художественно сильнее и значительнее булгаковской, — прежде всего «Мандат» и так и не поставленный тогда «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана (с драматургом Булгаков


228