Михаил Булгаков—режиссер,либреттист, романист.1930—1940

существовать в современном (по позднейшей терминоло­гии — тоталитарном) обществе. Как легендарный Фри­дрих Барбаросса, которому суждено спать вечным сном в недрах горы Кифгайзер и пробудиться лишь тогда, когда немцы объединятся, чтобы отразить врагов. Тут можно вспомнить образ императора, являющийся поэту во сне в «Германии. Зимней сказке» Гейне:*

...Сам император сидит,

Сидит он века за веками

На каменном троне, о каменный стол

Двумя опираясь руками.

И огненно-рыжая борода

Свободно до полу вьется.

То сдвинет он брови, то вдруг подмигнет,

Не знаешь, сердит иль смеется.

Иль думу думает он или спит,

Подчас затруднишься ответом.

Но день придет — и встанет он, *

Уж вы поверьте мне в этом!

Так же и Пилат сидит на своем каменном троне на вершине горы в финале булгаковского романа, и непо­нятно, «плачет ли он или смеется», когда, освобожден­ный Мастером, устремляется навстречу Иешуа по лун­ному лучу.

Герой Гейне, пробудившись, вершит свой суд:

...Император велит привести

Злодеев на суд и расправу, —

Убийц, вонзивших в Германию нож,

В дитя с голубыми глазами,

В красавицу с золотою косой, —

«О солнце, гневное пламя!

Кто в замке, спасая шкуру, сидел

И не высовывал носа,

Того на праведный суд извлечет

Карающий Барбаросса.

У Булгакова такой «праведный суд» творит Воланд, возвращающийся в финале вместе со свитой в недра Зем­ли. Однако и Мастеру, очевидно, предназначена в буду-

Пер. с нем. В. Левика.


370