КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Б а з у н о в С. А. И. С. Бах, его жизнь и музыкальная дея­тельность. Спб., 1894.

В е сс е л е р Г. Бах как новатор. Сб. «Избранные статьи музы­коведов Германской Демократической Республики». Сост. Н. Но-тович. Пер. с нем. М., 1960.

Бэлза И. Высокая месса. Вступительная статья к изданию: Бах И. С. Месса си минор. Переложение для пения с фортепья­но. М., 1955.

Вольфрум Ф. Иоганн Себастьян Бах. Вступительная статья Е. Браудо. Пер. с нем., т. 1—2. Пб. — М., 1912.

Галацкая В. С. и И. С. Бах. М., Музгиз, 1958.

Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран, вып. 1. М., «Музыка», 1967, с. 49—133.

Друскин М. С. Пассивны Баха. Л., «Музыка», 1972.

Кершнер Л. Народно-песенные истоки мелодики Баха. М., 1959.

Конен В. Бах Иоганн Себастьян. «Музыкальная энциклопе­дия», т. 1. М., «Советская энциклопедия», 1973, с. 353—364.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. М.—Л., Госмузиздат, 1940, с. 386—449.

Ливанова Т. Драматургия Баха и ее исторические связи. Ч. I. Симфонизм. М.—Л., 1948.

«Материалы и документы по истории музыки», т. II, XVIII век. Пер. с нем. Под ред. М. В. Иванова-Борецкого. М., 1934.

Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И. С. Ба­ха и особенности его исполнения. М., «Музыка», 1967.

«Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII веков». М., «Музыка», 1971.

Розенов Э. К. И. С. Бах (и его род). М., 1912.

Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып. первый. До середины XVIII века. Издание 3-е. М., «Музыка», 1973, с. 406—533.

Ройзман Л. Современная органная культура и ее своеоб­разие. Сб. «Вопросы музыкально-исполнительского искусства», вып. 5. М., «Музыка», 1969.

Форкель Иоганн Николаус. О жизни, искусстве и про­изведениях Иоганна Себастьяна Баха. Пер. с нем. Е. Сазоновой.


Редакция, послесловие и комментарии Н. Копчевского. М., «Му­зыка», 1974.

X а м м е р ш л а г Я. Если бы Бах вел дневник. Будапешт, «Корвина», 1965.

X у б о в Г. Н. Себастьян Бах. Издание 4. М., Госмузиздат, 1963.

Швейцер Л. И. С. Бах. Пер. с нем. Я. С. Друскина, редак­ция перевода и послесловие М. С. Друскина. М., 1964.

Ямпольский И. М. Сонаты и партиты для скрипки соло И. С. Баха. М„ 1963.

Bach-Dokumente, Herausgegeben vom Bach-Archiv Leipzig, Band I, Schriftstiicke von der Hand Iohann Sebastian Bachs. Vorgeiegt und erlautert von W. Neumann und H.—J. Schulze. Leipzig, 1963. Band II, Fremdschriftliche und gedruckte Dokumente zur I phensgeschichte I. S. Bachs, 1685—1750. Leipzig, 1969. Band III,Dokumente zum Nachwirken I. S. Bachs, 1750—1880. Leipzig, 1972.

Schmieder W. Thematisch-systematisches Verzeichnis der Werke Iohann Sebastian Bachs (BWV). Leipzig, 1971.

Arnstadtes Bachbuch, I. S. Bach und seine Verwanden in Arns-tadt.Arnstadt, 1957,

Bach. Opracowa! Wladislaw Duleba. Teksty Bohdan Pociej. Kra­kow, 1973.

Besseler H. I. S. Bach. Berlin, 1956.

В u с h e t E. I. S. Bach, l'oeuvre et la vie. Paris, 1963.

Der Thomaskantor, Aus dem Leben und Schaffen I. S. Bachs. Berlin, 1950.

Forkel I. N. Ober Iohann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke. Berlin, 1968.

Frank H. I. S. Bach, Die Geschichte eines Lebens. Berlin, 1961.

Geiringer K. Iohann Sebastian Bach the Culmination of an Era. London, 1967.

Iohann Sebastian Bach und Leipzig zu seiner Zeit. Leipzig, 1950.

Iohann Sebastian Bach. Das Schaffen des Meisters im Spiegel einer Stadt. Leipzig, 1950.

I. S. Bach, 1750—1950, Dresden, 1950,

Neumann W. Auf den Lebenswegen I. S. Bachs. Berlin, 1962.

Neumann W. Bach, Eine Bildbiographie. Munchen, 1960.

S p i tt a Ph, I, Ss Bach, Bd. I — 2. Leipzig, 1873—1880.


СОДЕРЖАНИЕ

I. НАСЛЕДНИК МУЗЫКАНТСКОГО РОДА

Детство. Школьные годы................................................ 5

Арнштадтский органист .............................................. 19

Знаменательные встречи с Букстехуде .... 28

Nos et Ille («Мы» и «Он»).............................................. 34

Надежда на вольный город Мюльхаузен .... 40

Богословы накладывают запрет.................................... 45

II. РАСКРЫТИЕ ДАРА ПОЛИФОНИСТА

В Веймаре ................................................................... 51

Слава виртуоза.................................................................. 57

Кантаты в новом стиле.................................................. 64

Триумф артиста и решетка гауптвахты .... 70

Окольные пути к Баху (авторское отступление) . 79

Звучит орган ............................................................... . 86

III. ДИРЕКТОР КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ

Кётен. Дни счастья. Удар судьбы................................ 93

Поездка в Гамбург......................................................... 100

Горе и просветление........................................................... 104

«Не ручей, а море»................................................................... 109

Шедевры педагога-художника (второе

автор­ ское отступление)........................................................... 116

IV. ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ КАНТОРА ТОМАСШУЛЕ

Лейпцигские дебюты.............................................................. 123

Беспокойные будни.......................................................... 130

Два письма Иоганна Себастьяна....................................... 139

Духовные кантаты и «Страсти»................................... 144

Анна Магдалена. Дрезденские друзья.............................. 154

Светский капельмейстер.................................................. 166

В поисках королевского заступничества.................. 175

Высокая месса................................................................... 183

Утеснения чести и новое горе ......................................... 188

Полемика .............................................................................. 194

Дом полон музыки............................................................... 198

V. ЗЕНИТ БЫТИЯ ПРОЙДЕН

Цельность личности (третье авторское отступ­
ление) ............................................................................ 203

В столицах у сыновей. Гольдберговские вариации 211

Рубеж ................................................................................... 216

Последние гастроли.......................................................... 220

VI. ЗАКАТ ПЕРЕД ВОСХОДОМ

Послесловие 246

Краткий перечень произведений И. С. Баха . , 249

Основные даты жизни..................................................... 250

Краткая библиография....................................................... 253