ЕДИНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

Вся Библия представляет собой Божье послание о Его Сыне, Спасителе. Главная цель Бога при написании Библии – примирение человека с Богом, через Иисуса Христа. Ветхий Завет приготовляет нас для принятия Христа. Новый Завет – это явление Христа.

Священное Писание повествует нам о Христе, начиная с Книги Бытие и кончая Откровением. Иисус в Свое время сказал иудеям: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Все Писание обретает свой смысл в Господе Иисусе Христе. Иисус Христос есть источник, суть и предмет Божественного откровения.

Повествование о Нем, то есть, рассказ о Христе, начинается с первого стиха Книги Бытие, так как Он был вначале. Но только после грехопадения человека дается обетование Сына Девы, Который одолеет Сатану и освободит его пленников. Повествование о Христе проходит через все Священное Писание в многочисленных прообразах и пророчествах. Новый Завет рассказывает об исполнении этих пророчеств через Его рождение, жизнь, смерть, вознесение и нынешнюю славу. Повествование о Христе, рассказанное в Евангелиях, является продолжением повествования Ветхого Завета.

Евангелие от Матфея начинается с рассказа о рождении Христа, но не как начало повествования, а как исполнение и совершение всего того, о чем было написано раньше. Матфей связывает свое повествование с Авраамом, которому Бог дал обетование: «…и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:3). Это и все другие обетования, данные Аврааму, должны были свершиться в его Семени, «которое есть Христос» (Гал.3:16).

Евангелие от Марка почти сразу же, без особого вступления, представляет нам события из жизни Христа. Но Марк, тем не менее, деликатно напоминает читателям, что его повествование не есть начало, а является исполнением того, «как написано у пророков» (Мк.1:2).

Лука прослеживает родословную Христа до Адама. Этим Лука дает нам понять, что его повествование нельзя воспринимать как историю о Марии и Иосифе, и родившемся у них в Вифлееме младенце. Чтобы правильно понять Евангелие от Луки, мы также должны знать о роли Адама, как первого человека в исторической драме Библии.

Евангелие от Иоанна представляет повествование о Слове как непрерывное целое. Повествование о Слове начинается в вечности. Оно продолжается созданием Словом всего сущего, и Его воплощением. Повествования о будущем Слова рассказано в Откровении, где «Он был облечен в одежду, обагренную кровию» (Откр.19:13).

Когда Иисус хотел разъяснить двум опечаленным и разочарованным людям необходимость Своей смерти, Он обратился к Ветхому Завету. «И начав от Моисея…» (от Бытия до Второзакония) «из всех пророков…» (остальные книги Священного Писания), «изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк.24:27).

Так как повествование о Христе не было понятно и знания о данных Богом началах, которые содержатся лишь в Ветхом Завете, не донесены до слушателей, то на нас возложена ответственность учить людей началам Ветхого Завета, а затем переходить к исполнениям пророчеств в Новом Завете. В Ветхом Завете Бог дал примеры и объяснения сути искупления, чтобы подготовить людей к пониманию новозаветного повествования о Христе. Эти ветхозаветные примеры и объяснения указывают и разъясняют нам рождение, жизнь, смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа.

Вместо того чтобы рассматривать ветхозаветные параллели и объяснения сущности искупления, как основу для понимания истории Христа, некоторые миссионеры ищут такие параллели для наглядного сравнения в культурах этнических групп, в надежде, что это поможет объяснить людям сущность искупления. Один молодой миссионер, возвращаясь домой в отпуск, проезжал через Австралию. Поговорив с ним, я понял, что он пал духом из-за отсутствия прогресса в своей миссионерской работе. Когда я его спросил, раскрыл ли он людям суть Евангелия, он ответил, что нет. Тогда я поинтересовался, почему, пробыв столько времени среди туземцев, он не начал им проповедовать Евангелие. Причина, которую он назвал, заключалась в том, что, несмотря на все усилия, ему не удалось найти примера или параллели идеи искупления в культуре данного племени, что, по его мнению, являлось бы ключом, данным Богом этим туземцам для ясного понимания и принятия Евангелия. А так как ему не удалось отыскать такого ключа или найти параллель искупительной миссии, то он не был уверен, нужно ли претендовать на то, чтобы проповедовать Евангелие этим заблудшим туземцам. Так как он возвращался в США, я спросил его, какой аналог искупления или Богом данный ключ для понимания спасения имеется в культуре США. Но он не знал. Тогда я произнес: «Согласно вашему убеждению, нам не стоит рассказывать вашим американским братьям о Евангелии до тех пор, пока вы не отыщете ключ».

Если Бог заложил такое эффективное средство для обретения благодати в некоторых культурах, то мы имеем полное основание надеяться, что Господь поступил так же и по отношению к другим культурам. Если Бог действительно даровал параллели искупления, которые сокрыты в культурах первобытных народов, как ключ к пониманию и принятию Библии, Бога, Христа и спасения, тогда мы не должны прекращать своих поисков. Но как мы узнаем, что нашли правильный ключ? Кто нас рассудит? По каким критериям мы должны выносить наше суждение? Если мы придем к заключению, что нашли такой ключ, потому что туземцы понимают и принимают Евангелие, то как мы узнаем, нет ли еще более подходящего ключа, подготовленного Богом и ждущего своего часа, чтобы в данной культуре открыть дверь для еще большего пробуждения и обращения к Христу.

Сюжеты и ритуалы, напоминающие библейские сюжеты, ветхозаветные ритуалы и церемонии, не есть Богом дарованные ключи к пониманию людьми Евангелия. Эти сюжеты и ритуалы представляют собой остатки истины, которую знало все человечество до сооружения Вавилонской башни. Они устно передавались во многих первобытных обществах и претерпели большие изменения и искажения. Божья истина, однажды познанная, была сознательно оставлена ради сатанинской лжи (Рим.1:18). Одним из наиболее ярких примеров этого служит широкое распространение пролития крови, как способа умиротворения божества и принесения ему жертвы. Эти знания человек обрел, когда Бог учредил жертвоприношения после грехопадения человека. Жертвоприношения, заповеданные Богом, как единственный способ приблизиться к Нему, используется сейчас во многих племенных культах в качестве служения сатане и злым духам.

Миссионеры должны знать как можно больше о культуре, фольклоре и верованиях людей, которых они стремятся привести к Христу. При обучении людей Слову Божьему следует применять аналогичные параллели искупления грехов, имеющиеся в их преданиях и легендах. Это, однако, не может заменить приготовление грешников через проповедь Священного Писания. Культурные аналоги и примеры, независимо от их ясности, убедительности или поразительного сходства с библейскими сюжетами, не должны преобладать над библейскими прообразами и аналогиями, в которых отражается дело искупления человечества. Аналогии искупления, встречающиеся в различных культурах, не должны подменять данные Богом в Ветхом Завете прообразы Христа и Его искупительную миссию. В подобных аналогах может содержаться некий скрытый смысл или проявление злых сил, о чем миссионеры даже и не подозревают. Если же миссионер больше полагается на аналог местной культуры в ущерб Библии, он невольно может ввести людей в заблуждение, что приведет к ошибкам и синкретизму.

Иисус сказал фарисеям, что истина Слова Божьего вызволяет пленников сатаны из уз греха. И в Своей молитве к Отцу Он произносит: «Слово Твое есть истина» (Ин.17:17). Павел наставляет Тимофея: «Проповедуй слово…» (2Тим.4:2). Живое и пребывающее Слово Божье есть нетленное семя, вера в которое производит рождение свыше (1Петр.1:23). В Священном Писании нет свидетельства, доказывающего действенность Слова Божьего при освобождении от владычества сатаны лишь путем истолкования имеющихся в местных культурах аналогов христианскому искуплению. Господь снабдил нас духовным оружием, с помощью которого мы должны бороться с сатаной, разрушать его твердыни, опровергать его доводы и отвергать его притязания, противоречащие знанию о Боге (2Кор.10:3-5).

Библейские примеры искупления грехов, данные Богом Израилю, предназначались также и для всего человечества «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохранили надежду» (Рим.15:4). Бог не обращался напрямую к язычникам, Он предпочел говорить с ними через Свое Слово, данное Им Израилю и Церкви. Все народы должны прийти к Божьему свету, сияющему в Писании. Руководствуясь безграничной мудростью и единовластным указанием Божьим, вся драма искупления и начало Церкви Иисуса Христа проходила в пределах культуры, географии и истории народа Израиля. Поэтому нельзя понять истории Нового Завета, не обладая основами знаний о происхождении, развитии и истории Израиля, изложенных в Ветхом Завете.

Господь создал народ Израиля для Себя, чтобы использовать его как Своего свидетеля и провозвестника Своей славы всему человечеству (Ис.43:1,10-12,21). Обетование Господа Аврааму, прародителю Израиля, указывает на то, что Божье благословение распространится на «все племена земные» через него и семя его (Быт.12:1-3). Это обетование было исполнено через Христа, обещанное Семя, и через Писание, вверенное Израилю, как единственное Божье откровение миру. Все другие народы остались в неведении, без Бога и надежды, пока не захотят принять истину и мудрость, которая дана была Богом через Его избранного провозвестника, Израиль. Господь сказал Израилю: «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам.3:2). А об языческих народах, еще до Пятидесятницы сказано: «народ, которого я не знал…» (Пс.17:44).

Лишь одна Библия является откровением Господа миру. Это основополагающая истина христианства. Буддизм, индуизм, магометанство и многие другие псевдорелигии приобретают новых последователей потому, что многие современные писатели либерального толка, называющие себя христианами, учат, что истина не ограничивается иудейско-христианским Писанием, и что ее можно найти в священных книгах других мировых религий. Притязания на истину анимистов-туземцев основываются на фольклоре и откровениях духов. На христианских миссионерах лежит ответственность в процессе обучения Писанию четко и недвусмысленно утверждать, что Бог открыл истину всем народам только через народ Израиля, и что это откровение можно найти только в Библии. Поэтому, если племена и народы всего мира хотят познать истину и получить Божье благословение, они также должны обратиться к Библии, как к единственному истинному и полному Божественному откровению. Это откровение было начато в Ветхом Завете и завершено в Новом Завет через Мессию Израиля, Иисуса из Назарета (Евр.1:1-2).

Итак, Библия – это единая книга. Ветхий Завет – введение и единственная надежная основа для понимания и толкования новозаветного повествования об Иисусе Христе и Его искупительной миссии. Но неужели Господь поведал нам только то, чему учить и не сказал ясно, как мы должны это делать? По мере продолжения поисков, мне стало ясно, что Господь дал Писание не только для того, чтобы показать нам принципы и направления того, как мы должны проповедовать Его послание миру. Его методы обучения – самые лучшие, и Он предназначил их нам для того, чтобы мы научились им и руководствовались ими при обучении других Слову Божьему.