ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНИХ ВИДИМЫХ ДЕЙСТВИЙ

Есть и другое серьезное последствие, возникающее в результате подобной путаницы, относящейся к проповеди Евангелия. Очень многие, чье спасение вызывает сомнение, убеждают себя в том, что они угодны Богу, потому что когда-то в своей жизни они поступили по совету проповедника. Например, они вышли вперед и сделали то, чего от них требовали. И хотя их жизнь не изменилась силой Христа, и их образ жизни свидетельствует, что души их не обратились к вере, они все еще надеются на спасение через свои дела и поступки. Они уповают на то, что сделали сами, а не на то, что сделал Христос. Множество людей, считающих себя верующими, надеются, что Господь их примет, потому что они вышли вперед после призыва к покаянию. А так как многие евангелизационные проповеди субъективны и основаны на человеческих переживаниях, внимание слушателей сосредотачивается на них самих и на их отклике на призыв. Христиане восторженно говорят о покаянии детей, подростков и взрослых, будучи вполне уверены, что те поняли суть Евангелия и действительно обратились в веру только потому, что публично продемонстрировали, что «приняли Христа».

В большинстве евангельских кругов считается нормальным требовать от людей публично объявлять о своем решении – принять Христа поднятием руки, вставанием с мест, выходом вперед и совершением обрядовой молитвы. Многие проповедники Евангелия и христиане придают такое большое значение подобному «приглашению» и внешним проявлениям отклика на него, что христиане нередко уверены, что это является неотъемлемой частью богослужения. Однажды, когда один мой родственник, после ясной проповеди Евангелия, не пригласил людей вперед к покаянию, некая верующая дама, уходя с собрания, выразила свое недовольство замечанием: «Он даже не дал людям возможности спастись». То, что людям дается возможность публично выразить свою веру во Христа, само по себе не плохо, но плохо то, что такое большое значение придается внешним действиям, сопровождающим покаяние. Существует серьезная опасность, что люди начинают уповать на свои ответные действия во время призыва к покаянию, как на основу своего спасения. Они не верят в завершенное Христом дело спасения, выраженное в Евангелии.

Некоторые цитируют Рим.10:9-10 для того, чтобы подкрепить свое утверждение, что необходимо словами выразить свое покаяние для того, чтобы спастись. Но это значило бы, что немые или находящиеся на смертном одре, все, кто не в состоянии говорить, не могут надеяться на спасение. Кроме того, это бы означало, что если рядом нет другого человека, кому можно «…устами…исповедовать Иисуса Господом…», невозможно родиться свыше. В первом полустишии Мк.16:16 написано: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Значит ли это, что для спасения необходимо крещение? разумеется, нет! Начало Мк.16:16 должно истолковываться в свете заключительной части стиха: «…а кто не будет веровать, осужден будет». Подобные места Священного Писания должны толковаться в свете безошибочного утверждения всего учения Библии в целом, что спасение во Христе дается только через веру и не зависит от дел человека.

Однажды, один миссионер рассказал мне, как много лет назад он получил уверенность в своем спасении. Это пришло неожиданно, когда, заканчивая собрание, проповедник попросил всех, кто спасен, поднять руки. А так как в то время этот человек не знал, спасен ли он на самом деле, он отчаянно пытался не поднимать руку, но какая-то сила поднимала ее. Миссионер сказал, что после этого случая он никогда не сомневался в своем спасении. Другая христианка поведала мне, как после одного необычного случая она уверилась в своем спасении. Однажды на нее напала дикая, воинственно настроенная птица и пыталась ее клюнуть. Женщина посмотрела ей в глаза и сказала: «Ты не тронешь меня, потому что я дитя Божье». Птица ее не тронула, и с того времени она действительно почувствовала себя членом семьи Господа.

Подобные случаи, несмотря на их необычайность, никогда не следует считать доказательством того, что человек спасен. Лишь Слово Божье может быть основой уверенности в спасении. В Евангелии от Иоанна сказано: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31). Каждый христианин должен удостовериться, что основой его проповеди и метода евангелизации является Христос, Его смерть и воскресение. Которые представляют собой единственно надежное основание для уверенности слушателей в своем спасении. Подобно тому, как глаз не может видеть самого себя, а видит только объект в фокусе зрения, так и истинная вера смотрит лишь на Христа. Мы никогда не должны приходить к заключению, что человек родился свыше только на основании видимых признаков покаяния, каких-то определенных действий. Единственное библейское основание, считать человека спасенным – это то, что он понимает основополагающие истины Евангелия, и твердо на них уповает.

На Палаване, худенькая, почти беззубая старушка, более часа просидевшая на крыльце нашего дом, поведала нам, наконец, причину своего прихода. Улыбаясь, она сказала: «Внучек, я верю в Иисуса!»

Еще до того, как она заговорила, было ясно, что она хочет мне что-то сказать, потому что она терпеливо ждала, когда разойдутся все наши посетители. И хотя я давно понял, что она мне хочет сообщить нечто, имеющее отношение к вере во Христа, меня охватило радостное волнение, когда она сообщила, что ее участь зависит от Христа и Его спасительной миссии. Было бы неблагоразумно сразу же принять ее слова, не задав нескольких осторожных вопросов. Может быть, она последовала примеру других членов своей семьи, которые уже приходили ко мне, чтобы рассказать о своем уповании на Христа и Его искупительную миссию. Ради ее собственного блага и ради молодой церкви в той части острова я должен был удостовериться, что ее вера зиждется на основах Священного Писания, которые я старался заложить.

«Бабушка, - сказал я ей в ответ, - я рад слышать, что вы верите в Господа Иисуса, как своего Спасителя. Но почему вы верите в Него? Зачем вам нужен Господь Иисус?»

«Да, это так. Но я – грешница перед Богом», - стояла на своем престарелая женщина.

«И все же, бабушка, даже если вы и грешница, зачем вам нужен Иисус Христос? Почему вы верите в Него? Что Он сделал для вас?»

«Ах, внучек, Он умер за меня. Он умер за мои грехи».

Мои глаза наполнились слезами радости, и я сказал ей: «Бабушка, я рад слышать то, что вы мне сказали, ибо в Слове Божьем говорится, что все, кто верит единственно в Господа Иисуса, как в своего Спасителя, верит в то, что Он умер за них и восстал из мертвых, прощены Богом и никогда не попадут в ад. Они имеют жизнь вечную и будут приняты Богом на небесах».

Какая же разница была между свидетельством этой неграмотной туземной женщины и свидетельством тетки моей жены. Которая, в ответ на «призыв к покаянию», вышла вперед на одном из евангелизационных собраний в Австралии. Нас обрадовала мысль о том, что она может быть первой из родственников моей жены, кто обратился в веру. Поэтому, находясь у нее в гостях, моя жена стала спрашивать свою тетю о ее вере. Вскоре стало очевидно, что ту больше интересовали ее собственные чувства и переживания, а не историческое деяние Христа, совершенное ради нее. Пытаясь выяснить основы веры своей тети, моя жена спросила ее: «Тетушка, почему вы вышли вперед, последовав приглашению проповедника? Не потому ли, что вы осознали себя грешницей?»

«Грешницей? Я не грешница!» - воскликнула тетушка.

Даже, несмотря на то, что она не понимала основополагающих истин Писания, христиане посчитали ее спасенной только потому, что она откликнулась на «призыв».

Независимо от того, насколько деликатно мы задаем вопросы новообращенным, всегда найдутся такие, кто, как в притче о сеятеле, сначала покажутся христианами, а со временем отпадут от христианства. Полностью сознавая подобную опасность, мы должны делать все возможное для сохранения чистоты, простоты и объективности евангельского послания, чтобы люди полагались на праведность деяний Христа, а не на свои собственные поступки и действия.