Не для того ли ты пришёл, чтобы мы поклонялись Аллаху единому и оставили то, чему поклонялись отцы наши?

Сура “Преграды”, аят 70

Поистине, он призывал их засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, а смысл этих слов состоит в призыве к поклонению Аллаху и отказу от поклонения всему иному, что и является неверием в тагута и верой в Аллаха. Великие слова этого свидетельства сообщают людям о том, что никто и ничто помимо Аллаха божеством не является, вследствие чего утверждения о божественности кого-либо или чего-либо иного помимо Него есть не что иное как величайшая ложь и величайшая несправедливость, так как никто, кроме Него, не обладает правом на поклонение. В них содержится отрицание божественности кого-либо и чего-либо, кроме Него, и подтверждение обладания ею только Им одним, и нет у Него сотоварища. В этом состоит повеление об избрании одного лишь Его своим божеством и запрет на избрание божеством наряду с Ним кого бы то ни было ещё.

Именно это и следует понять тому, для кого предназначается это отрицание (то есть слова “нет божества” — Ред.) и это утверждение (то есть слова “кроме Аллаха” — Ред.), что можно сравнить с тем случаем, когда ты видишь человека, спрашивающего совета или привлекающего в свидетели того, кто для этого не подходит, но не обращающегося к тому, кто пригоден для этого. В этом случае ты можешь сказать такому человеку: “Этот человек не может быть ни муфтием, ни свидетелем! Муфтием является такой-то, а свидетелем — такой-то”. Подобные слова будут заключать в себе и веление, и запрещение, что же касается божественности, то она подразумевает под собой все виды поклонения, исходящие от сердца, обожествляющего Аллаха с любовью, покорностью и подчинением одному Господу, у которого нет сотоварища. Обращение с мольбой, страх, любовь, упование, раскаяние, жертвоприношение, обеты, земные поклоны и все иные виды поклонения следует посвящать одному лишь Аллаху. А тот, кто обращает к кому-либо иному хоть что-нибудь из того, что имеет отношение к поклонению и чего достоин только Аллах, становится многобожником, даже если и произносит слова “нет божества, кроме Аллаха”, ибо он перестает придерживаться единобожия и преданности, которых требует от него произнесение слов этих свидетельств.