Реферат Курсовая Конспект
ДВА СВИДЕТЕЛЬСТВА - раздел Образование, Sunnaonline.com Абдуллах Ибн Абд Ар-Рахман Ибн Джибр...
|
Sunnaonline.com
Абдуллах ибн Абд ар-Рахман ибн Джибрин
ДВА
СВИДЕТЕЛЬСТВА
ИХ СМЫСЛ И ТО,
ЧЕГО ТРЕБУЕТ КАЖДОЕ ИЗ НИХ
Первое издание
Перевод З. И. Абу Абдуллаха
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Баку — 1998
Знай же, что нет божества, кроме Аллаха...
Сура “Мухаммад”, аят 19
Всевышний также сказал:
Не могут оказать вам заступничество те, к кому вы взываете вместо Него.[Заступиться за людей смогут — Ред.] лишь те, кто свидетельствует об истине, и они знают.
Сура “Украшения”, аят 86
В пример можно привести и другие аяты, разъясняющие людям, что знание смысла свидетельства является необходимым условием. Поэтому следует отказаться от преследования тех многобожников, которые произнесли слова свидетельства языком, что спасает их от смерти, чтобы проверить этих людей и посмотреть, как они будут вести себя дальше. И если человек ни в чём не отступает от установлений Ислама, придерживается единобожия и выполняет все необходимые религиозные предписания, то это свидетельствует о том, что он действительно стал мусульманином, может пользоваться всеми правами и должен выполнять все те обязанности, которые налагаются на остальных мусульман. Если же он поступает вопреки требованиям произносимых им слов свидетельства или отказывается выполнять часть возлагаемых на него обязанностей, потому что не верит в это, или же ему не нравится делать подобные вещи, или же он считает дозволенным совершение того, что заведомо является запретным, то произнесение слов свидетельства уже не может защитить его. Именно в таком положении пребывают многие наши современники, что касается как некоторых учёных, так и невежественных людей или подражателей, поскольку воззрения многих простых людей за несколько последних веков испортились, а сами они вырастали, не зная не только своей религии и смысла обоих свидетельств, но и всех значений слов родного для них арабского языка. С учётом последнего обстоятельства не приходится удивляться тому, что в общей массе своей люди не понимают смысла двух свидетельств, совершая то, что явно противоречит им, и удовлетворяясь формальным произнесением слов этих свидетельств. При этом они сохраняют убежденность в том, что подобное повторение простого набора звуков гарантирует им награду, будет зачтено как совершение благих дел и обеспечит как их личную безопасность, так и сохранность их имущества, а что касается знания смысла того, что они говорят или же совершения соответствующих действий, то это необязательно. Именно поэтому назрела необходимость поговорить о смысле этих двух свидетельств с целью выдвижения убедительных доводов против тех, кто своим поведением противоречит этому смыслу, ограничивается только произнесением этих свидетельств, но вместе с тем утверждает, что является мусульманином и полностью придерживается требований религии единобожия.
ТЕМА ТРЕТЬЯ: О СМЫСЛЕ СЛОВ “НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ АЛЛАХА”
мамы исламского призыва, да помилует их Аллах, уделяли большое внимание разъяснению смысла свидетельства, а шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб посвятил разъяснению этого вопроса статью “Отведение сомнений”. Об этом же подробно говорили и комментаторы “Книги единобожия”, и я могу предложить читателю ознакомиться с тем, что пишет в своем комментарии на эту книгу шейх Сулейман ибн Абдуллах: “А смысл свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, состоит в том, что никто не обладает правом на поклонение, кроме одного Бога, то есть Аллаха, у которого нет сотоварища, как сказал об этом сам Всевышний:
Мы не посылали до тебя ни одного посланника, не внушая ему, что нет божества, кроме Меня. Так поклоняйтесь же Мне!
Сура “Пророки”, аят 25
Всевышний также сказал:
Мы отправили к каждому народу посланника с повелением: “Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута[23]”.
Сура “Пчёлы”, аят 36
Шейх Сулейман совершенно правильно подчеркнул, что слово “божество” означает “тот, кому поклоняются”, и поэтому когда Пророк обратился к неверным из курейшитов со словами: “Скажите: “Нет божества, кроме Аллаха””, — они ответили ему:
Неужели он хочет заменить[многих — Ред.]богов единым Богом? Воистину, это нечто удивительное!
Сура “Сад”, аят 5
Люди из народа Худа сказали своему пророку:
Некоторые из высказываний учёных о смысле слова “божество”.
Ибн Аббас сказал: “Аллах обладает божественной природой и правом на поклонение со стороны всех Его творений”.[24]
Визирь Абу аль-Музаффар сказал: “Свидетельство “нет божества, кроме Аллаха”, требует от приносящего его знания о том, что нет божества, кроме Аллаха, как сказал об этом сам Аллах Всевышний:
Знай же, что нет божества, кроме Аллаха...
Сура “Мухаммад”, аят 19
Таким образом, человек, произносящий эти слова, должен в то же время свидетельствовать об этом, а Аллах Всемогущий и Великий ясно указал на то, что если свидетельствующий об истине не знает того, о чём он свидетельствует, то это значит, что он не может быть столь же искренним в своём свидетельстве, как и тот, кто знает об этом. Всевышний Аллах сказал:
Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”.
Сура “Украшения”, аят 87
Всевышний также сказал:
Если ты спросишь их, кто сотворил небеса и землю, они непременно ответят: “Сотворил их Могущественный, Знающий”.
Сура “Украшения”, аят 9
Он также сказал:
Спроси: “Кто даёт вам удел с неба и земли?” Или[спроси — Ред.]: “Кто властен над слухом и зрением? Кто превращает мёртвое в живое, а живое превращает в мёртвое? Кто управляет событиями?” И они ответят: “Аллах”.
Сура “Йунус”, аят 31
В пример можно привести также и иные аяты. При этом следует помнить, что арабский язык был родным языком для этих людей и они отлично поняли, что такие аяты разрушают их представления о допустимости обращения с мольбами к покойным и идолам и ничего не оставляют от целесообразности их обращений с просьбами о заступничестве к кому-либо помимо Аллаха и наделения божественными качествами кого-либо помимо Аллаха. Эти люди говорили:
Мы поклоняемся им только для того, чтобы они как можно больше приблизили нас к Аллаху.
Сура “Толпы”, аят 3
Они говорили также:
Это — наши заступники пред Аллахом.
Сура “Йунус”, аят 18
И они говорили:
Неужели он хочет заменить[многих — Ред.]богов единым Богом? Воистину, это нечто удивительное!
Сура “Сад”, аят 5
Пусть же пропадёт Абу Джахль, и неверные из племени Курейш, и те, кто лучше них знал о смысле свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, но поступал вопреки смыслу этих слов! Всевышний Аллах сказал:
Неужели мы отречёмся от наших богов из-за какого-то безумного поэта?
Сура “Выстроившиеся в ряд”, аяты 36
— а также:
Большая часть из них не верует в Аллаха без того, чтобы не приобщать к Нему сотоварищей!
Сура “Йусуф”, аят 106
Поклоняющиеся могилам произносили эти слова, не зная их смысла и отказываясь поступать в соответствии с ними, вследствие чего они уподобились иудеям, которые поизносят те же слова, не зная их смысла и не поступая в соответствии с ним. Поэтому ты можешь обнаружить, что тот или иной из их числа произносит эти слова, но при этом обожествляет кого-нибудь ещё наряду с Аллахом, относясь к объекту своего обожествления с любовью, почтением, страхом и надеждой, уповая на него и взывая к нему, когда его охватывает скорбь, короче говоря, посвящая ему различные виды поклонения, что является следствием обожествления им в сердце своём кого-либо помимо Аллаха, в чём такой человек иногда может превосходить даже многобожников прошлого. И поэтому, если ты попросишь кого-нибудь из них поклясться Всевышним Аллахом, он даст тебе любую клятву, будь она истинной или ложной, но если ему скажут: “Поклянись жизнью такого-то шейха”, — или его могилой, или чем-нибудь ещё в том же духе, такой человек никогда не принесёт ложной клятвы, потому что человек, погребённый в этой могиле, занимает в сердце его больше места, чем Господь миров. Так не поступали даже многобожники прошлого, которые клялись Всевышним Аллахом, если хотели дать истинную, а не ложную клятву, о чём сообщается в разных источниках, в том числе и в “ас-Сахихе” аль-Бухари.[26] Что же касается поклоняющихся могилам, то многие из них или большинство их считает, что обращение к тому божеству, которому они поклоняются у той или иной могилы, принесёт им больше пользы, чем обращение за помощью к Всевышнему Аллаху в мечети, о чём они сами откровенно и заявляют и о чём существуют длинные рассказы. Подобной степени многобожия не достигали и многобожники прошлого, что же касается этих людей, то когда на них обрушиваются беды, они обращаются к лежащим в своих могилах покойным, произносят их имена и просят отвести от них несчастья на суше и на море, во время путешествия и во время пребывания на одном месте, чего не делали и многобожники прошлого, обращавшиеся в таких случаях к Великому и Всевышнему, что подтверждают слова Всевышнего Аллаха:
Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая пред Ним свою веру. Когда же Он приводит их благополучно к суше, то начинают они приобщать к Нему сотоварищей.
Сура “Паук”, аят 65
Всевышний Аллах также сказал:
Все блага, которые есть у вас, — от Аллаха. И если вас постигает какая-либо беда, вы со стенанием взываете к Нему.
Когда же он избавляет вас от беды, то некоторые из вас начинают приобщать сотоварищей к Господу своему...
Сура “Пчелы”, аяты 53-54
Многие из них забросили мечети и понастроили гробници и мавзолеи, а когда кто-нибудь из них приходит к могиле, которую он почитает, он начинает взывать к тому, кто похоронен в этой могиле, плача и проявляя по отношению к покойному почтительность и смирение, чего он не делает во время общих, пятничных и ночных молитв и по окончании их по отношению к Аллаху. Они просят покойных о прощении грехов, удалении печали, спасении от огня и облегчении их бремени. И разве может просто разумный человек, не говоря уже о знающем, допустить, что произнесение слов “нет божества, кроме Аллаха” в сочетании с подобным действием может пойти им на пользу? Ведь они поизносят эти слова языками, но убеждения и поступки этих людей противоречат смыслу слов свидетельства! И нет сомнения в том, что если бы кто-нибудь из многобожников говорил то же самое и свидетельствовал бы о том, что Мухаммад — Посланник Аллаха, не зная ни смысла слова “божество”, ни смысла слова “посланник”, а также молился бы, постился и совершал хадж, не ведая о том, что это такое, а только видя, что это делают другие и следуя их примеру, и не совершал бы никаких внешних поступков, характерных для многобожников, то, поистине, никто не стал бы сомневаться в том, что он не является мусульманином. Фетву относительно этого вынесли все факихи Марокко ещё в начале 11 века или даже раньше, и речь в этой фетве шла именно об одном из таких людей, о чём упоминает один из последователей школы имама Малика ибн Анаса, написавший книгу под названием “Драгоценная жемчужина”, представляющую собой комментарий на другую книгу, называющуюся “Наставник, оказывающий помощь”, в которой он пишет: “То, относительно чего они вынесли свою фетву, является совершенно ясным и двух мнений относительно этого быть не может”.
Если же говорить о том, что совершают поклоняющиеся могилам, то нет сомнений в том, что они делают нечто ещё более дурное, чем эти люди, поскольку приписывают обладание божественной природой многим. Итак, мы уже разъяснили значения слов “божество” и “божественная природа”, но что же ответить тем, кто утверждает, что слово “божество” подразумевает собой того, кто способен создавать новое, или же утверждает нечто подобное?
Есть мнение, что ответить им можно двумя способами. Во-первых, указав на то, что подобные утверждения являются новоизобретёнными и никто не слышал, чтобы авторитеты Ислама или общепризнанные знатоки арабского языка говорили нечто подобное, ибо говорили они совсем иное, о чём мы уже упоминали ранее, и в силу этого, слова таких людей следует признать ложными.
Во-вторых, ответ им должен включать в себя истолкование того, что является присущим истинному Богу, так как они считают таковым то, что Он является Творцом и обладает способностью создавать новое, указывая на то, что если некто не обладает такими качествами, то значит и не является истинным богом, даже если его и называют божеством. При этом не следует иметь в виду, что знающий о способности Аллаха к созданию нового автоматически присоединяется к Исламу, достигает желаемого и обретает ключи от райской обители. Никто не смеет утверждать подобное, так как это предполагает признание того, что мусульманами являлись и неверные из числа доисламских арабов. Если же кто-либо из более поздних представителей поклоняющихся могилам и заявляет нечто подобное, то он впадает в явную ошибку, которую нетрудно опровергнуть с помощью рациональных доводов.
ТЕМА ЧЕТВЕРТАЯ: СМЫСЛ СВИДЕТЕЛЬСТВА “МУХАММАД — ПОСЛАННИК АЛЛАХА”
лово “свидетельство” обычно является указанием на произнесение обоих свидетельств, каждое из которых тесно связано с другим и неотделимо от него. Каждый человек, произносящий слова этих свидетельств, должен знать, на что они указывают, быть уверенным в правильности их смысла и поступать в соответствии с ним. После того как ты узнал, что смысл слов “нет божества, кроме Аллаха” заключается не только в их произнесении, тебе следует узнать и о том, что это в полной мере касается и второй части свидетельства. Ты должен уверовать в это свидетельство, придерживаться его истинного смысла и руководствоваться предъявляемыми им людям требованиями. Правоверный обязан иметь твердую убежденность в том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир, был послан к людям Всемогущим и Великим Господом, и его миссией было донесение до человечества религиозного закона, то есть шариата. Аллах поручил ему довести его до людей и вменил всем людям в обязанность принять Его послание и придерживаться его установлений в своей жизни. Рассмотрение этой проблемы требует знания, касающегося определённого круга вопросов, усвоив которые человек сможет выполнять требования этого свидетельства и извлечь из этого пользу для себя.
Вопрос первый: Пригодность Пророка к исполнению этой миссии.
Всевышний Аллах сказал:
Господь твой творит, что желает, и избирает...
Сура “Рассказ”, аят 68
Всевышний также сказал:
Но Аллах лучше знает, кому вверить послание.
Сура “Скот”, аят 124
Всевышний также сказал:
Вы — всего лишь люди, такие же, как мы...
Сура “Ибрахим”, аят 10
Посланники же отвечали им:
Мы — всего лишь люди, такие же, как вы, но Аллах оказывает благодеяния тому из своих рабов, кому пожелает...
Сура “Ибрахим”, аят 11
А поскольку наш Пророк Мухаммад является печатью пророков и самым лучшим из них, то Аллах наделил его тем, чего не был удостоен ни один из пророков до него. Несомненно, он заслуживал того, чтобы быть избранным и стать Посланником ко всем творениям Аллаха, как к джиннам, так и к людям. Всевышний Аллах, обращаясь к нему, сказал:
Не отгоняй тех, которые взывают к Господу их утром и вечером, стремясь к лику Его!
Сура “Скот”, аят 52
— а также сказал:
Они были близки к тому, чтобы отклонить тебя от того, что Мы внушили тебе, чтобы ты измыслил против Нас иное. А уж тогда ты стал бы их другом.
Мы послали тебя ко всем людям только благовестником и увещевателем...
Сура “Саба”, аят 28
Всевышний также сказал:
Скажи: “О люди! Я — Посланник Аллаха к вам всем...”
Сура “Преграды”, аят 158
Кроме того, в Коране приводятся слова Аллаха, обращённые ко всем людям. Так, например, Всевышний сказал:
О люди! Поклоняйтесь Господу своему...
Сура “Корова”, аят 21
Всевышний также сказал:
О люди! К вам пришел Посланник с истиной от вашего Господа, уверуйте же! Это — лучше для вас.
Сура “Женщины”, аят 170
Всевышний также сказал:
О люди! К вам пришло доказательство от вашего Господа, и ниспослали Мы вам ясный свет.
Сура “Женщины”, аят 174
Это является указанием на Мухаммада и то, что он принёс людям от своего Господа, и ясно говорит о том, что все люди должны следовать его посланию и обязаны подчиняться ему. Известно также, что он был послан не только к людям, но и к джиннам, на что указывают слова Всевышнего Аллаха:
Мы направили к тебе нескольких джиннов, чтобы они послушали [чтение — Ред.] Корана. Когда же они явились, то сказали: “Внимайте!” А когда [чтение — Ред.] было закончено, они вернулись к своему народу и стали увещевать.
Они сказали: “О народ наш! Воистину, мы услышали Писание, ниспосланное после Мусы и подтверждающее прежние Писания. Оно ведёт к истине и прямому пути.
О народ наш! Внемлите тому, кто призывает к Аллаху, и уверуйте в него...
Сура “Ахкаф”, аяты 29-31
Кроме того, Всевышний Аллах сказал:
Уверуйте в то, что Я ниспослал в подтверждение истинности того, что с вами, и не спешите отвергнуть это раньше всех. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и только Меня бойтесь.
Не облекайте истину ложью и не скрывайте истины, в то время как вы знаете!
Сура “Корова”, аят 41-42
— а также и в других аятах Корана.
Вопрос четвёртый: передача послания Аллаха Пророком.
Всевышний Аллах сказал:
О Посланник! Передай, что ниспослано тебе от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания.
Сура “Трапеза”, аят 67
Таким было поручение Всевышнего Господа, которое непременно нужно было выполнить. Это являлось обязанностью всех посланников, и в том числе — Мухаммада. Всевышний Аллах сказал:
На тебя [возложена — Ред.] только передача.
Сура “Совет”, аят 48
Он также сказал:
Вопрос пятый: завершение пророческих миссий.
Шариат Аллаха предназначается для всех людей и обязанность его соблюдения возложена на рабов Аллаха, живущих в разных краях земли, и причина этого состоит в том, что данный шариат являлся венцом Божьих законов и заключительным из ниспосланных людям с небес посланий. Из этого следует, что нам необходимо верить в то, что Мухаммад является последним из пророков и посланников, а Всевышний Аллах — слава Ему! — сказал:
Не сообщить ли Мне вам, на кого нисходят шайтаны?
Нисходят они на всякого лжеца, грешника.
Сура “Поэты”, аяты 221-222
Эти слова являются указанием на таких людей, которыми овладевают шайтаны, в результате чего им начинает казаться, что на них снизошло откровение от Аллаха. Однако закон Аллаха, касающийся Его созданий, состоит в том, что Он озаряет истину светом, что же касается лжи и измышлений, то суть их обязательно раскрывается и становится ясной для обладающих разумом.
А) Вера в Пророка.
К числу этих велений относится веление о необходимости веры в Пророка. Поскольку Аллах повелел верить в него, также как Он повелел верить в Аллаха, ангелов и Писания, пообещав за это великую награду и пригрозив наказанием за неверие в него. Всевышний Аллах сказал:
О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его Посланника, и Писание, которое Он ниспослал своему Посланнику, и Писание которое Он ниспосылал раньше. А кто не верует в Аллаха и Его ангелов, и Его Писания, и Его посланников и в Последний день, тот впал в глубокое заблуждение.
Сура “Женщины”, аят 136
Всевышний также сказал:
О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника, и Он даст вам две доли своего милосердия и озарит вас светом, с которым вы пойдете, и простит вам.
Сура “Железо”, аят 28
Всевышний также сказал:
Уверуйте же в Аллаха, и Его Посланника, и в свет, который Мы ниспослали...
Сура “Взаимный обман”, аят 8
Всевышний также сказал:
Уверуйте же в Аллаха и Его Посланника, Пророка неграмотного, который верует в Аллаха и Его слова...
Сура “Преграды”, аят 158
Он также сказал:
Когда приходят к тебе лицемеры, они говорят: “Свидетельствуем, что ты — Посланник Аллаха”. Аллах знает, что ты — Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры — лжецы.
Сура “Лицемеры”, аят 1
О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это — лучше и прекраснее по исходу.
Сура “Женщины”, аят 59
Всевышний также сказал:
Повинуйтесь же Аллаху и повинуйтесь Посланнику и берегитесь! А если вы отвернётесь, то знайте, что на Нашем Посланнике — только ясная передача.
Сура “Трапеза”, аят 92
Всевышний Аллах — слава Ему! — также сказал:
Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику! А если вы отвернётесь, то ведь на нём — то, что возложено на него, и на вас — то, что возложено на вас. Если вы будете повиноваться ему, то пойдете по прямой дороге”.
Сура “Свет”, аят 54
Тот же смысл заключен и в словах Всевышнего:
Что даровал вам Посланник, то берите, а от того, что он вам запретил, удержитесь.
Сура “Сбор”, аят 7
Более того, Всевышний пообещал за проявление покорности Пророку великую награду, сказав:
И повинуйтесь Посланнику, — может быть, вы будете помилованы!
Сура “Свет”, аят 56
Всевышний также сказал:
А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот получит великую прибыль.
Сура “Сонмы”, аят 71
С другой стороны, за ослушание Пророка людям обещано суровое наказание, так как Всевышний Аллах сказал:
Тех, кто повинуется Аллаху и его Посланнику, введёт Он в сады, где внизу текут реки. Вечно они пребудут там, и это — великий успех!
А того, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его границы, Он ввергнет в Огонь на вечное пребывание там. Уготовано ему унизительное наказание.
Сура “Женщины”, аяты 13-14
Аллах поведал людям, что обитатели ада говорят:
О, если бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!
Сура “Сонмы”, аят 66
В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, переданный Абу Хурейрой, сообщившем, что Посланник Аллаха сказал: “Покорившийся мня покоряется Аллаху, а ослушавшийся меня ослушается Аллаха”.[43] Смысл этих слов состоит в том, что Пророк повелевал людям лишь то, о чём узнавал из ниспосылаемых ему Аллахом откровений. И поэтому подчинение ему в этом означает подчинение Всевышнему Аллаху, который сказал:
В) Следование Пророку и подражание его Сунне.
К числу этих велений относится также веление следовать Посланнику Аллаха и придерживаться его Сунны, за что Всевышний Аллах пообещал людям наставить их на прямой путь и простить их грехи, отнеся это к числу признаков истинной любви по отношению к самому Всемогущему и Великому Аллаху. Он сказал:
Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и на Последний день и много поминает Аллаха.
Сура “Сонмы”, аят 21
Таким образом, нет сомнений в том, что рабам следует любить своего Господа, который сотворил их и оказал им свои благодеяния, однако почувствовать эту любовь можно лишь благодаря следованию за этим благородным Пророком. И Аллах сделал наградой за следование ему любовь самого Всевышнего Аллаха по отношению к тем, кто последовал за ним, и даровал таким людям своё прощение. Что же касается признаков этого следования, то им является подражание Пророку, движение по его пути, старание брать с него пример в повседневной жизни и во всех делах, уклонение от совершения всего того, что он запрещал делать, и отказ от противодействия ему, которое приводит к отклонению от следования его примеру. Об этом говорится в одном из хадисов, переданном Анасом ибн Маликом и приведённом в “ас-Сахихе” аль-Бухари, где сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Не имеет отношения ко мне тот, кто избегает моей Сунны”.[45]
Г) Внутренние и внешние проявления любви к Пророку.
К числу этих велений относится также веление не только проявлять искреннюю внутреннюю и внешнюю любовь по отношению к Пророку, но и предпочтение такой любви всему остальному, поскольку Всевышний Аллах сказал:
Скажи: “Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вам понравились, милее вам, чем Аллах и Его Посланник и борьба на Его пути, то подождите, пока придёт Аллах со своим повелением. Ведь Аллах не ведёт народа распутного!”
Сура “Покаяние”, аят 24
Обрати же внимание на то, как Всевышний Аллах порицает людей за то, что они предпочитают ту или иную из вышеперечисленных восьми вещей, к которым обычно склоняется душа человека, и предпочитают жизнь ради них любви к Аллаху и к Посланнику Его, а также на то, что Он угрожает им за это, говоря:
Подождите, пока придёт Аллах со своим повелением...
Сура “Покаяние”, аят 24
— поскольку повеление это будет вызвано Его яростью и гневом, которые повлекут за собой наказание. Это является самым ясным указанием на необходимость любви к Всевышнему Аллаху и к Его Посланнику. Эту мысль подтверждает и сам Пророк, который, как сообщает об этом Анас, сказал: “Человек ощутит сладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он возлюбит Аллаха и Его посланника больше всего на свете, когда он возлюбит другого человека только ради Аллаха, а также тогда, когда ему будет ненавистно возвращение в неверие после того, как Аллах спас его от этого, также, как ненавистно ему быть брошенным в огонь”.[46]
В обоих “ас-Сахихах” сообщается также, что Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: “Ни один из вас не уверует до тех пор, пока я не стану для него более любимым, чем его ребёнок, отец и все остальные люди”.[47] А когда Умар ибн аль-Хаттаб сказал ему: “О Посланник Аллаха! Поистине, я люблю тебя сильнее всего, кроме себя самого!” Услышав это, Пророк сказал: “Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, ты не уверуешь, пока не возлюбишь меня сильнее, чем себя самого!” Тогда Умар сказал: “Клянусь Аллахом, я люблю тебя больше всего остального и даже больше самого себя!” Он сказал: “Вот теперь, Умар!”[48] А в одном из хадисов сообщается, что наградой за любовь к Пророку послужит встреча с ним в будущей жизни. В этом хадисе сообщается, что когда один человек спросил его о Дне воскресения, Посланник Аллаха задал ему вопрос: “А что ты приготовил для этого дня?” Тот человек ответил: “Ничего, кроме любви к Аллаху и Его Посланнику”. Тогда Посланник Аллаха сказал: “Ты будешь с теми, кого ты полюбил!”[49] Кроме того, в обоих “ас-Сахихах” сообщается, что Ибн Мас‘уд передал, что Пророк сказал: “Человек пребудет с теми, кого он возлюбил”.[50] Подобное является достойной наградой за эту любовь, однако следует помнить о том, что искренняя любовь к Посланнику Аллаха требует от человека следования его примеру, старания походить на него и предпочтения его Сунны тому, что было бы приятнее любому иному. Любовь к Посланнику Аллаха также требует от человека любви к тем, кто любит Пророка и проявляет по отношению к нему дружеские чувства, и ненависти к тем, кто ненавидит его и проявляет по отношению к нему враждебность, даже если это будет самый близкий ему человек. Тот, кто полностью удовлетворяет этим требованиям, является искренним в своей любви, а любовь того, кто поступает вопреки им, или удовлетворяет им не полностью, является в такой же мере неполной.
Д) Уважение и почитание Пророка и оказание ему помощи.
К числу этих велений относится также веление о необходимости проявлять уважение и почтение по отношению к Посланнику Аллаха, а также оказывать ему помощь, как говорит об этом Всевышний Аллах:
Чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника, и помогали ему, и почитали его...
Сура “Победа”, аят 9
Всевышний также сказал:
О те, которые уверовали! Не старайтесь опередить Аллаха и Его Посланника в чём-либо и бойтесь Аллаха, ведь Аллах — Слышащий, Знающий!
О те, которые уверовали! Не возвышайте ваши голоса выше голоса Пророка и не обращайтесь к нему громко с речью, как обращаетесь друг к другу, чтобы не оказались тщетными ваши дела, когда вы даже не будете знать об этом.
Поистине, те, которые понижают свои голоса в присутствии Посланника Аллаха, — это те, чьи сердца Аллах подверг испытанию, дабы они были богобоязненны. Им — прощение и великая награда.
Сура “Комнаты”, аяты 1-3
Всевышний Аллах запретил людям высказывать в его присутствии собственное мнение, противоречащее тому, что принёс с собой Посланник Аллаха, и повышать в его присутствии свой голос или же громко обращаться к нему, не имея для этого достаточно оснований, пригрозив им, что в противном случае дела их окажутся тщетными. Кроме того, Всевышний Аллах сказал:
Е) Необходимость обращения на суд к Пророку и удовлетворенности его решением.
К числу этих велений относится также веление обращаться на суд к Пророку, довольствуясь выносимыми им решениями, и запрет на противодействие ему. Всевышний Аллах сказал:
Если же вы препираетесь о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику...
Сура “Женщины”, аят 59
Всевышний также сказал:
Пусть берегутся те, которые противятся велению его, дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!
Сура “Свет”, аят 63
Всевышний также сказал:
Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём, что вызывает у них споры, а затем не найдут в своей душе стеснения от твоего решения и подчинятся полностью.
Сура “Женщины”, аят 65
Все авторитеты Ислама сошлись во мнении о том, что после смерти Пророка следует обращаться за решением спорных вопросов к его Сунне. Что же касается вышеупомянутых аятов, то они являются наиболее очевидным доводом в пользу недопустимости противодействия ему и запретности замены его Сунны чем бы то ни было иным. Обрати же внимание на то, как Всевышний Аллах предостерегает тех, кто нарушает приказы Пророка, от смуты, иначе говоря — возможности впасть в многобожие и отклониться от пути истинного, а также от мучительного наказания. Следует обратить внимание и на то, что Он клянётся в том, что люди не уверуют, пока не станут обращаться на суд к Пророку для разрешения любых возникающих между ними споров и не станут подчиняться его решениям, и не останется в душах их никакого беспокойства или упрямства в связи с его решением по возникающим между ними недоразумениям. Упомянутых нами угроз Аллаха вполне достаточно для тех, кто отказывается следовать Сунне Пророка, зная о том, что говорится в соответствующих хадисах, или же пренебрегает ею, заменяя её теми или иными обычаями, мнениями, законами, изобретёнными самими же людьми, и тому подобными вещами.
Это — всего лишь человек, подобный вам, он ест то, что вы едите, и пьёт то, что пьёте вы.
И если вы покоритесь человеку, подобному вам, то, поистине, окажетесь в убытке.
Сура “Верующие”, аяты 33-34
Что же касается тех, кто счёл лжецом Мухаммада, то Всевышний поведал, что они говорили:
Что с этим Посланником? Он ест пищу и ходит по рынкам.
Сура “Различение”, аят 7
— имея в виду то, что он тоже стремился к заработку и искал пропитание. И Всевышний Аллах ответил на это так:
Б) Пророк не знал сокровенного.
Посланник Аллаха передавал людям лишь то, что сообщал ему Аллах, или же то, что Он открывал ему во время ниспослания откровений. Всевышний Аллах сказал:
Скажи: “Я не говорю вам, что у меня сокровищницы Аллаха, и не знаю я сокровенного. Я не говорю вам, что я — ангел. Я следую только тому, что дано мне в откровении”.
Сура “Скот”, аят 50
Всевышний также сказал:
Скажи: “Я ведь не первый из посланников, и не знаю я, что произойдёт со мной и с вами. Я следую только тому, что внушено мне в откровении”.
Сура “Ахкаф”, аят 9
Всевышний также повелел своему Посланнику сказать:
Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя всякое добро, а зло вовсе не коснулось бы меня. Но я — только увещеватель и вестник для тех, кто верует”.
Сура “Преграды”, аят 188
Сокровенное ведомо одному лишь Всевышнему Аллаху, который открывает часть его некоторым людям, что принимает вид совершения чуда или становится доказательством правдивости человека, как сказал об этом Всевышний:
Он — Ведающий о сокровенном. Он никому не откроет своего сокровенного [решения — Ред.],
Кроме тех, к кому Он проявил благоволение как к посланнику, и тогда Он ведет пред ним и позади него наблюдателя...
Сура “Джинны”, аяты 26-27
Это означает, что Он открывает сокровенное тем, к кому Он благоволит, иначе говоря — своим посланникам, и сообщает им о том, что произошло или произойдёт, и это не противоречит другим словам Всевышнего:
Воистину, только Аллах знает, когда наступит Час. Он низводит дождь и знает, что в утробах, но не знает душа, что она приобретёт завтра, и не знает душа, в какой земле она умрёт.
Сура “Лукман”, аят 34[56]
Под пятью вещами, известными одному лишь Аллаху, о которых упомянул Посланник Аллаха, он подразумевал ключи сокровенного, о которых Всевышний сказал:
У Него ключи к сокровенному, и не ведомы они никому, кроме Него. Знает Он то, что на суше и в море, и не падёт лист [с дерева — Ред.] без Его ведома. Ни зёрнышка нет во мраке земли, ни чего-либо влажного или сухого, о чём не было бы сказано в Книге ясной.
Сура “Скот”, аят 59
Если же человек станет претендовать на то, что знает нечто скрытое, или приписывать обладание таким знанием другим людям, то это означает, что он — лжец.
В) Пророк не мог причинить вред или принести пользу самому себе, не говоря уже о других людях.
Всевышний Аллах сказал:
Скажи: “Я не владею для самого себя ни пользой, ни вредом, если того не пожелает Аллах”.
Сура “Преграды”,аят 188
Всевышний также сказал:
Скажи: “Воистину, не в моей власти причинить вам зло или добро”.
Сура “Джинны”, аят 21
Смысл этого в том, что власть принадлежит одному лишь Аллаху, который может как принести человеку пользу, так и причинить ему вред, одарить его или лишить его чего-то. Он является Царём и Властителем, и никто не в силах ни отвергнуть Его предопределение, ни задержать Его суд. Если же говорить о людях, в том числе и о пророках, то все они подвластны Ему и ко всем им имеют отношение слова Всевышнего Аллаха:
Они не владеют даже весом пылинки ни на небесах, ни на земле, нет у них там участия, нет для Него среди них помощника.
Сура “Саба”, аят 22
Комментируя этот аят, шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: “Аллах отверг всё, с чем помимо Него многобожники связывают свои надежды. Он отверг то, что кто-нибудь наряду с Ним обладает властью или частью её, что кто-нибудь может быть помощником Аллаха и т.д.”
В одном из аятов Священного Корана Всевышний, обращаясь к Мухаммаду, сказал:
Ни Пророку, ни верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если это родственники их, после того как стало ясно им, что они — обитатели Огня.
Сура “Покаяние”, аят 113
Всё сказанное и является указанием на то, что по своей собственной воле Посланник Аллаха не мог и не может ни принести кому-нибудь пользу, ни отвратить от человека вред, даже если он и станет взывать к нему, обращаться к нему с просьбами, произносить его имя и утверждать, что очень сильно любит Пророка. А если бы Пророк был в состоянии по собственной воле направлять людей на путь истины и разгонять их печали, то, несомненно, самым достойным для этого стал бы его престарелый дядя, который в своё время заботился о нём и защищал его, препятствуя многобожникам, стремившимся причинить ему вред. Если же Посланник Аллаха оказался не в состоянии направить его на путь истинный и спасти его, то тем более это касается и всех других людей.
Г) Признание себя рабом со стороны Пророка является честью и достоинством.
В обоих “ас-Сахихах” приводится передаваемый со слов Умара хадис, где говорится, что Посланник Аллаха сказал: “Не превозносите меня так, как христиане превозносят сына Марйам, ибо я всего лишь раб. Говорите [обо мне — Ред.]: “Раб Аллаха и Его Посланник””.[60]
Поясняя смысл этого хадиса, шейх Сулейман ибн Абдуллах писал: “Его слова “...ибо я всего лишь раб. Говорите [обо мне — Ред.]: “Раб Аллаха и Его Посланник” означают: не заходите слишком далеко, восхваляя меня, как делают это по отношению к Исе христиане, которые стали приписывать ему обладание божественной природой, ибо я — раб Аллаха, и поэтому называйте меня так, как назвал меня мой Господь, и говорите “раб Аллаха и Его Посланник”. Однако поклоняющиеся могилам отвергли эти слова, пойдя наперекор его велению, нарушив его запрет и тем самым вступив с ним в величайшее противоречие. Они решили, что если они станут характеризовать его как раба и Посланника Аллаха, и признают, что к нему не следует взывать с мольбами, так же как не следует просить его о помощи, приносить ему обеты и совершать обходы вокруг той комнаты, в которой он похоронен, и признают также, что сам по себе он ничего не решает и знает о сокровенном лишь то, что открыл ему Аллах, то это будет нарушением его прав и принижением его достоинства. И вследствие этого они стали возносить его выше того места, которое он в действительности занимает, приписывая ему то же самое или почти то же самое, что христиане приписали Исе, и принялись обращаться к нему с просьбами о прощении грехов и облегчении своего бремени”.[61]
А в книге “Мольба о спасении” шейх-уль-ислам Ибн Теймийя упоминает о том, что один из его современников разрешил обращаться о помощи к Посланнику Аллаха точно также, как люди обращаются с просьбами к Аллаху, и даже посвятил этому специальное сочинение, где, в частности, говорится: “Поистине, Пророку были известны ключи сокровенного, которые не ведомы никому, кроме Аллаха”. О другом подобном ему человеке шейх-уль-ислам сообщил, что, наставляя своих учеников и составляя свои фетвы, он говорил: “Поистине, Пророк знал то же, что знает Аллах, и мог делать то же, что может Аллах. После него тайна этого перешла к Хасану, затем — к потомкам Хасана, а в конце концов ею овладел Абу аль-Хасан аш-Шазили”. Такие люди говорили, что такое место занимает полюс и спаситель мира, единственный и объединяющий. Были среди них и такие, которые говорили, что слова Аллаха Всевышнего:
А если вы в сомнении относительно того, что Мы ниспослали Нашему рабу...
Сура “Корова”, аят 23
Кроме того, Всевышний сказал:
Свят тот, кто перенёс ночью своего раба...
Сура “Перенос ночью”, аят 1
Всевышний также сказал:
Хвала Аллаху, который ниспослал своему рабу Писание...
Сура “Пещера”, аят 1
Он также сказал:
Когда раб Аллаха поднялся, чтобы воззвать к Нему...
Сура “Джинны”, аят 19
Поистине, положение раба Всевышнего Аллаха требует сохранения крайнего смирения по отношению к Нему и крайней любви к Нему. Смирение же подразумевает покорность, страх и подчинение Всевышнему Аллаху, когда человек постоянно ощущает себя ничтожным перед Аллахом, достойным порицания и не выполняющим своих обязанностей должным образом. В результате чего он начинает порицать себя и признавать, что лишь Аллах может оказывать ему милости и благодеяния. Что же касается любви, то она требует проявления любви ко всему тому, что любит Аллах, и ненависти к тем словам, делам и желаниям, которые ненавистны Аллаху, что и определяет собой степень совершенства человека в качестве раба Господа миров.
Д) Пророк смертен.
Смерть Пророка была подобна смерти всех других пророков и посланников. Всевышний Аллах сказал:
Поистине ты смертен, и они смертны.
Сура “Толпы”, аят 30
Всевышний также сказал:
Никому до тебя мы не даровали бессмертия. Неужели, если ты умрешь, они будут жить вечно?
Всякая душа вкушает смерть...
Сура “Пророки”, аяты 34-35
Все мусульмане верят в то, что все пророки, жившие до Мухаммада, уже умерли,[69] предопределенный им Аллахом срок земной жизни завершился, и сейчас они пребывают в барзахе.[70] Кроме того, в некоторых аятах имеются указания на то, что павшие за веру живы. Так, например, Всевышний Аллах сказал:
Не считай тех, кто пал на пути Аллаха, мёртвыми. Нет, они живы и у получают удел у Господа своего.
Сура “Семейство Имрана”, аят 169
Пророки же ещё более достойны этой жизни. Известно, что павшие на пути Аллаха расстались с земной жизнью, их имущество было поделено наследниками, а жёнам стало дозволено выходить замуж за других, что является наиболее ясным свидетельством того, что они умерли. Однако Всевышний Аллах запретил нам называть их мёртвыми, ибо сказал Всемогущий и Великий Аллах:
Знай же, что нет божества, кроме Аллаха...
Сура “Мухаммад”, аят 19
Муслим приводит передаваемый со слов Усмана хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Если человек умрёт, зная о том, что нет божества, кроме Аллаха, то он войдёт в рай”.[85]
Здесь идёт речь об истинном знании смысла обоих свидетельств и выполнении всего, чего требует каждое из них. Противоположностью же знания является невежество, насаждавшееся многобожниками и противоречащее смыслу свидетельства, поскольку многбожники не знают ни значения слова “божество”, ни смысла отрицания и утверждения, заключённых в этом свидетельстве, и упускают из виду то, что целью произнесения этих слов является их смысл, вопреки которому поступали многобожники, знавшие о том, на что указывают эти слова, поскольку они говорили:
Неужели он хочет заменить [многих — Ред.] богов единым Богом? Воистину, это нечто удивительное!
Сура “Сад”, аят 5
Они также говорили:
Верующие — только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений...
Сура “Комнаты”, аят 15
Господь выразил порицание лицемерам, сказав:
У тебя просят дозволения [не выступать в поход — Ред.] лишь те, которые не веруют в Аллаха и в Последний день и в сердцах которых — сомнение. И по причине сомнения своего пребывают они в замешательстве.
Сура “Покаяние”, аят 45
Ибн Мас‘уд сказал: “Терпение — половина веры, а истинная уверенность это и есть вера во всей её полноте”.[88] И нет сомнений в том, что части тела человека, абсолютно уверенного в истинности смысла этих свидетельств, устремятся к поклонению одному лишь Господу и покорятся Его Посланнику.
Третьим условием является согласие, несовместимое с возражениями, поскольку есть и такие люди, кто знает о смысле обоих свидетельств и уверен в правильности того, о чём они гласят, но тем не менее выдвигает какие-то возражения по причине собственного высокомерия или зависти. Таковыми являются иудейские и христианские богословы, которые приносят свидетельства о божественной природе одного лишь Аллаха и узнают в Мухаммаде Посланника Аллаха, как узнают собственных сынов, но тем не менее не соглашаются с ним.
После того, как стала им ясна истина, многие из обладателей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры после того, как вы уже приняли её.
Сура “Корова”, аят 109
Точно также многобожники знают о смысле слов свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, как знают они и о том, что Мухаммад говорил правду, но при этом превозносятся настолько, что это не позволяет им соглашаться ни с тем, ни с другим, как сказал об этом Аллах Всевышний:
Ведь они, когда им говорили “нет божества, кроме Аллаха”, — возносились.
Сура “Выстроившиеся в ряд”, аяты 35
Всевышний также сказал:
Мы знаем, что тебя огорчают их речи. Ведь они не считают тебя лжецом, но неправедные отрицают знамения Аллаха!
Сура “Скот”, аят 33
Четвертым из этих условий является подчинение. Различие между ним и согласием состоит в том, что подчинение подразумевает собой следование, выражающееся в совершении определённых действий, а согласие заключается в подтверждении истинности этого смысла на словах. Кроме того, подчинение подразумевает собой покорность, повиновение и отсутствие сомнений в правильности любого из установлений Аллаха, так как Всевышний Аллах сказал:
Обратитесь к вашему Господу и предайтесь Ему...
Сура “Толпы”, аят 54
Всевышний также сказал:
Есть ли кто-нибудь прекраснее своей верою того, кто предал свой лик Аллаху, совершая благие дела...
Сура “Женщины”, аят 125
Всевышний также сказал:
А кто обратил своё лицо к Аллаху и творит добро, тот держится за надежную опору.
Сура “Лукман”, аят 22
В этом и заключается подчинение Всевышнему, выражающееся в поклонении одному лишь Ему, что же касается подчинения Пророку, то оно состоит в согласии с его Сунной, следования тому, что он принёс с собой людям, и удовлетворённости его судом, как сказал об этом Всевышний Аллах:
Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём, что вызывает у них споры, а затем не найдут в своей душе стеснения от твоего решения и подчинятся полностью.
Сура “Женщины”, аят 65
Таким образом, Он сделал условием их веры полное подчинение решениям Пророка, иначе говоря, вменил людям в обязанность подчинение и повиновение тому, что он принёс им от своего Всевышнего Господа.
Пятым условием является правдивость, то есть нечто противоположное лживости. О необходимости соблюдения этого условия говорится в достоверном хадисе, где сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Сказавший “нет божества, кроме Аллаха”, будучи искренним в сердце своем, войдет в рай”.[89]
Если же человек произносит эти слова только своим языком, но отвергает смысл их сердцем своим, тогда они не спасут его, о чём и говорит Аллах:
Когда приходят к тебе лицемеры, они говорят: “Свидетельствуем, что ты — Посланник Аллаха”. Аллах знает, что ты — Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры — лжецы.
Сура “Лицемеры”, аят 1
Кроме того, Он обвинил их во лжи, сказав:
Есть среди людей такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха и в Последний день”, — но они не веруют.
Сура “Корова”, аят 8
Шестым условием является искренность, как нечто противоположное многобожию. Всевышний Аллах сказал:
Мы ниспослали тебе Писание во истине. Поклоняйся же Аллаху, будучи искренним в вере!
Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, полюбит вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи”.
Сура “Семейство Имрана”, аят 31
Ранее мы упоминали о том, что имеет отношение к числу признаков любви к Пророку и каких действий требует от человека такая любовь, и нам остаётся добавить лишь то, что то же самое относится и к любви по отношению к Всевышнему Аллаху.
Я упокою тебя и вознесу тебя ко Мне...
Сура “Семейство Имрана”, аят 55
Устами пророка Исы Аллах также сказал:
Когда же Ты меня упокоил, то сам стал наблюдателем над ними...
Сура “Трапеза”, аят 117
Ныне же он, как и другие пророки, которых Посланник Аллаха видел на небесах, пребывает в барзахе, а об истинном положении дел в связи с этим лучше всех известно Всемогущему и Великому Аллаху.
[70] Барзах — промежуточное состояние между смертью и Днём страшного суда, во время которого грешники подвергаются в своих могилах мучениям, а праведники испытывают блаженство. — прим. пер.
[71] Муслим 13/30 от Ибн Мас‘уда.
[72] Абу Дауд (1047).
[73] Абу Дауд (2041).
[74] Абу Дауд (2042).
[75] Аль-Хейсами 4/3. Он сослался на Абу Йа‘лу и признал его передатчиков заслуживающими доверия.
[76] См. книгу “Иктида ас-Сырат аль-Мустаким” (“Требования прямого пути”) шейх-уль-ислама Ибн Теймийи, стр. 322.
[77] Один из омейядских халифов. — прим. пер.
[78] См. книгу “Иктида ас-Сырат аль-Мустаким” (“Требования прямого пути”) шейх-уль-ислама Ибн Теймийи, стр.395.
[79] Аль-Бухари от Абу Хурейры (1189) и от Абу Са‘ида аль-Худри (1197). В хадисе идёт речь о Заповедной мечети аль-Масджид аль-Харам в Мекке, мечети Посланника Аллаха в Медине и мечети аль-Акса в Иерусалиме.
[80] Ахмад 3/64 от Абу Са‘ида и 6/7 от Абу Надры аль-Гифари. См. также книгу “Тайсир аль-Азиз аль-Хамид” (“Облегчение от Могущественного, Славного”) шейха Сулеймана ибн Абдуллаха.
[81] Сура “Та Ха”, аят 12; Сура “Вырывающие”, аят 16.
[82] Сура “Рассказ”, аят 30.
[83] Муслим 1/212. По смыслу этот хадис напоминает другой, где Пророк говорит, что жизнь и имущество произнесших слова обоих свидетельств становятся доступными только тогда, когда Ислам даёт на то право. — прим. пер.
[84] См. “Книгу единобожия” шейха Мухаммада ат-Тамими, стр. 61 (на русском языке).
[85] Муслим 1/218.
[86] Муслим 1/221.
[87] Муслим 1/231.
[88] Аль-Бухари 1/45, ат-Табарани, Абу На‘им и другие.
[89] Ахмад 4/16 от Рифа‘а аль-Джухани и 4/402 от Абу Мусы аль-Аш‘ари.
[90] Аль-Бухари (99).
[91] Аль-Бухари (425); Муслим 1/242.
[92] Абу Ну‘айм 9/363.
– Конец работы –
Используемые теги: Два, свидетельства0.046
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДВА СВИДЕТЕЛЬСТВА
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов