Церковь Успения на Волотовом поле.

Старец Симеон с Богомладенцем. Адам из «Сошествия во ад»

 

В росписи другой церкви в пригороде Новгорода — церкви Спаса на Ковалеве, исполненной в 80е годы, приняли участие южнобалканские, в основном сербские мастера. По сравнению с феофановскими или волотовскими, росписи этой церкви суше и менее гармоничны по цвету.

История раннемосковского искусства начинается с ХIV столетия.

В 40х годах ХIV в. в Москве работают греческие мастера; по заказу митрополита Феогноста, грека по происхождению, они расписали старый Успенский собор. Местные русские художники в это время по заказу великого князя украшали Архангельский собор Кремля. Эти два художественных направления — местное, весьма архаичное по языку, и византийское, принесшее на Русь черты «Палеологовского ренессанса», сказываются и в иконописи.