рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РУССКАЯ ИКОНА XIV – XV ВВ. ФЕОФАН ГРЕК

РУССКАЯ ИКОНА XIV – XV ВВ. ФЕОФАН ГРЕК - раздел Образование, Русская Икона Xiv – Xv Вв. Феофан Грек. ...

РУССКАЯ ИКОНА XIV – XV ВВ. ФЕОФАН ГРЕК.

Русское искусство XIV века

XIV век — «золотой век» новгородской монументальной живописи. Ее развитие осуществлялось на основе полностью сложившейся самобытной местной художественной школы и в самом тесном творческом контакте с приезжавшими на Русь живописцами византийско-славянского мира. Из последних прежде всего необходимо назвать константинопольского мастера Феофана Грека (около 1340 г. — около 1410 г.) и, вероятно, сербских мастеров, с которыми обычно связывают росписи церкви Спасо - Преображения на Ковалеве, а также Рождества на Поле.

Феофан Грек уже будучи знаменитым стенописцем, расписавшим более 40 церквей в различных странах, через Кифу (Феодосию) и Киев приехал в Новгород.

Феофан Грек был одним из величайших живописцев. Наделенный необыкновенным художественным темпераментом, неповторимо индивидуальной творческой манерой, острым и проницательным умом, он легко завоевывал сердца своих современников. На Руси Феофана называли «философом». Выдающийся русский средневековый писатель Епифаний Премудрый, встречавшийся с художником, рассказывает об удивлении людей, наблюдавших за его работой. Их восхищала небывалая для иконописца свобода творчества, позволявшая Феофану обходиться без иконографических «образцов», его способность работать, находясь в постоянном движении, не прерывая разговоров с любопытными, окружавшими его даже на лесах храма. Если верить Епифанию, Феофан к концу своей жизни расписал более 40 церквей в различных землях и странах.

И вот в 1378 г. этот «преславный мудрок, зело философ хитр, Феофан, гречин, книги изограф нарочитый и живописець изящный во иконописцех» (характеристика Епифания) оставил свой первый след на Руси.

В Новгороде в 1378 году по заказу боярина Василия Даниловича Мошкова и уличан Ильинской улицы он расписал церковь Спаса Преображения.

Христос Пантократор в окружении архангелов и серафимов, взирающий на людей, — в куполе, праотцы и пророки — в барабане (Мельхиседек, Ной, Авель и пр.), Евхаристия и святительский чин — в апсиде (все сохранилось фрагментарно). Часть фигуры Богоматери из «Благовещения» — на южном алтарном столбе, частиевангельских сцен — на стенах и сводах, а также роспись в северо-западной камере на хорах - ветхозаветная «Троица», изображения святых и пяти столпников — дают представление о Феофане—монументалисте.

Неизгладимое впечатление в этой росписи производит прежде всего образ Вседержителя в куполе, преисполненный энергии и гнева будущего судии. Это самое «ярое око» русской средневековой живописи. Оригинальна иконография фресок барабана, в котором Феофан изобразил шесть ветхозаветных праведников, пророка Илью и Иоанна Крестителя. Перед нами как бы экран ветхозаветных добродетелей, предуготовивших, по мысли Феофана, евангельскую церковь:

— чистый и мудрый до грехопадения Адам и активный носитель добра Авель; мудрый Сиф, через которого «предана» людям грамота, и особенно угодивший Богу и «преложенный» им от смерти Енох; «закваска» и «начало» человеческому роду после потопа — Ной и «царь правды» Мельхиседек; нестяжательный Илья, не имевший ничего кроме милоти (Милоть — одежда из овечьей шкуры) и бывший богаче царей, и Иоанн Предтеча, вся жизнь которого была воздержанием, «одним великим постом».

 

 

 

 

Роспись купола: Спас Пантакратор, Архангел.

 

 

Пророк Илия Роспись барабана. Пророки и апостолы

 

 

Праотец Ной

 

 

Троица

Активное исповедание добра, мощь интеллекта и воли, самоограничение — таков собирательный образ, созданный Феофаном, таков его нравственный идеал.

Важное место в системе росписей церкви принадлежало «страстным» сюжетам, помещение которых в апсиде диктовалось повышенным вниманием к символике алтарного пространства в эпоху распространения исихазма и формирования высокого иконостаса.

Исихазм — мистическое течение и учение в православии, распространившееся на Руси во второй половине XIV — начале XV в. и оказавшее заметное влияние на русское искусство. Исихасты учили о преисполненности мира божественными энергиями и настаивали на возможности прижизненного единения человека с Богом путем встречного движения его устремленной к добру воли и ниспосылаемой благодати).

Большой интерес вызывает роспись Троицкого придела на хорах церкви. Здесь Феофан написал едва ли не лучшие свои фрески. Вылепленные его кистью святые предстают зрителю в состоянии титанического душевного напряжения. Как будто чувствуя рядом присутствие Бога, они в неистовом порыве стремятся отрясти с себя грехи, свойственные человеческой природе. Здесь налицо глубокая психологическая драма, мучительный разлад между телом и духом; победа духовного начала еще не достигнута или добыта очень дорогой ценой. Резкие световые блики, которыми художник лепит форму, ложась на затененные участки тела, дематериализуют его. Особенно выразительна в художественном отношении фигура Макария Египетского, которой вряд ли можно найти равную по силе экспрессии во всем средневековом искусстве.

 

 

Столпники

 

Преподобный Макарий Египетский

Мастерство Феофана Грека отличалось точностью рисунка и необычностью живописи. Живопись Феофана характерна широкими движениями кисти, точно… При всей характерной индивидуальности образов святых они являют собой…

Живопись Феофана вместе с тем несет на себе и влияние собственно новгородского искусства. Сама атмосфера вольного города, борьба официальной идеологии и ересей, особенности мышления новгородцев, наконец, их произведения искусства, такие, как роспись Нередицы, — все это оказало воздействие на великого грека.

С другой стороны, и влияние Феофана на новгородское искусство было несомненно. Стилистическое родство с фресками церкви Преображения обнаруживают фрески церкви Федора Стратилата на Ручью, исполненные, вероятнее всего, в конце 70х — в 80х годах русскими мастерами, прошедшими школу Феофана. С живописью Феофана их роднит динамичность композиционных решений, живописный язык, сообщающие движение и страстность сценам «Исцеление слепого», «Шествие на Голгофу», «Отречение Петра», «Сошествие во ад», «Явление Христа Марии Магдалине», но несомненно также, что живописная манера росписей более ровная: смягчаются блики, пробела, контрасты между ними и фоном сглажены. Образы лишены феофановской суровости, чувства одиночества, в них нет беспокойства и тревоги, они более мягки.

Фрески церкви Федора Стратилата на Ручью

Архангел Уриил Преподобный Ефросин

Сошествие во ад

 

Церковь Успения на Волотовом поле.

Вознесение Господне.

Церковь Успения на Волотовом поле.

  В росписи другой церкви в пригороде Новгорода — церкви Спаса на Ковалеве,… История раннемосковского искусства начинается с ХIV столетия.

Некоторые исследователи приписывают митрополиту Петру, который был и живописцем, икону «Спас Ярое Око». Это оплечное изображение Христа, со скорбным темным ликом и строгим, проницательным выражением глаз. Икона была особенно популярна на Руси в период Золотой Орды. Большая внутренняя напряженность образа соответствовала духу того времени. Слова Иисуса Христа: «Не мир принес вам, но меч» (Мф. 10:34) – эмоционально наиболее подходят к Его изображению «Спас Ярое Око».

Спас Ярое Око. 40-е г. XIV в.

Над иконами работали и мастера великокняжеской иконописной мастерской, и митрополичьи, и монастырские, и посадские люди, использовавшие в своем… И в них как в коломенской иконе, огромное значение имеет силуэт, изображение также плоскостное и празднично по…

Победа на Куликовом поле вызвала к жизни ряд особо торжественных, праздничных икон (житийная икона «Архангел Михаил» из Архангельского собора Московского Кремли,).

 

Таким образом, когда из Новгорода в Москву в 1395 году приехал Феофан Грек, там уже сложилась собственная сильная Художественная среда столичных живописцев. Совместно русские мастера и Феофан исполняли основные художественные работы — росписи церквей и теремов Московского Кремля, ими был создан ряд выдающихся иконописных произведений. Возможно, Феофану принадлежит «Богоматерь Донская» (конец ХIV в., 1390 г.) с «Успением Богородицы» на обороте (1392 г.)

Звучная живопись насыщенных, сдержанных тонов, построенная на контрастах красного, синего, зеленого, белого, использование бликов, приемы моделировки ликов и рисунок губ и глаз, усиление драматического начала в сюжете, достигаемое определенными композиционными акцентами, которыми иконописец не боится нарушать иконографические схемы — все это говорит в пользу его авторства.

Русское искусство XV века

Летом 1405 года, как свидетельствуют письменные источники, Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев выполнили роспись Благовещенского собора Московского Кремля, не дошедшую до нас, т.к. храм был перестроен. Сохранился лишь частично иконостас, перенесенный в новый собор. Феофану в иконостасе принадлежит центральная часть — Деисусный чин. Некоторые исследователи считают, что им же написаны архангел Гавриил, апостол Павел, Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Иконостас Благовещенского собора — древнейший из дошедших до нас русских высоких иконостасов. Деисусный чин Благовещенского иконостаса имеет для русского искусства большое значение не только потому, что это вообще первый дошедший до нас иконостас, но и потому, что это и первое по времени изображение не поясных фигур, а фигур в рост. Высота деисусных икон Благовещенского иконостаса превышает 2 м.

Иконостас Благовещенского собора Центр Деисусного чина. Спас в силах

По некоторым сведениям, Прохор с Городца и Андрей Рублев дописали еще мучеников Георгия и Дмитрия.

Фигуры Благовещенского иконостаса выступают силуэтами на светлом или золотом фоне. Очерк фигур скуп, но выразителен, легко воспринимается издали. Иконостас читается как единое, цельное монументальное произведение. Этому монументализму способствует феофановский колорит, построенный на сочетании глубоких цветов. Мафорий Марии, например, который издали, кажется почти черным, соткан из множества тончайших цветовых переходов живую, почти вибрирующую поверхность, что, однако, не лишает фигуру монументальности и цельности. Манера письма Феофана широкая, смелая, но эта широта и смелость иного порядка, чем в стенописи.

Около 1408 г. Феофаном Греком написана икона «Преображение» — для Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Написание иконы связывают с восстановлением собора московскими князьями.

 

Композиция иконы создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром «горним» и миром «дольним». Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах. Живопись одежд и пейзажного фона в иконе — свободная, прозрачная. Сквозь основной цвет просвечивает более тёмный, эскизный по своему характеру подготовительный рисунок.

В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и в нём нашли свое идеальное воплощение два полюса духовной жизни и её отражения в культуре — классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения, как отсвета высшего совершенства) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное.

Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие высокой христианской символики. Во фресках Феофана острые пробела, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лики, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю, испепеляющий её природные формы и возрождающий её к новой, одухотворенной жизни. Учитывая назначение пробелов — вызывать в лике святого состояние духовности, Феофану не было равных. Ограниченность цветовой гаммы (чёрный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др.) — будто образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и многоцветия мира — изобличают в Феофане творческую личность. Иконописная манера Феофана Грека в пору высокого духовного подъема древнерусского искусства, в котором иконописцы опирались на подлинники, отличается творческим началом и нестандартным мышлением. Вот, что сообщает Епифаний Премудрый о работе Феофана: «Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как [это] делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно [в них] всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образы. Он же казалось, руками пишет роспись».

Тревожность и острота искусства Феофана Грека рождены в духовной атмосфере времени, с характерным для него более индивидуальным переживанием веры и тяготением к монашескому подвижничеству.

Совсем иной акцент — в иконах Феофана Грека. Их отличает мягкое многосложное письмо, насыщенные драгоценные цвета, чудесная и завораживающая красота, созерцательность, преображенность светом.

Был Феофан и педагогом, учителем живописи, что в ту пору ценилось очень высоко. В Москве он создал собственную мастерскую, где обучал московитов азам иконописной техники. Грек взрастил целую плеяду талантливых живописцев, продолжил себя в своих учениках.

Общепринято причислять творчество Феофана Грека к явлениям русской культуры. Феофан Грек был последним византийским миссионером на Руси. Его произведения венчали достижения XIV века в области изобразительного искусства. По характеру они были трагическими, так как выражали мироощущение заката Византийской империи, были проникнуты апокалипсическими предчувствиями близкой гибели Священного православного царства, были полны пророчествами возмездия миру. Конечно, такая живопись была созвучна уходящей золотоордынской Руси. Но она абсолютно не соответствовала настроениям новым, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызвало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

Феофан был последним даром византийского гения русскому. На смену Феофану Греку - «русскому византийцу», «Микеланджело русской живописи», пришел «Рафаэль» - Андрей Рублев.

РУССКАЯ ИКОНА XV ВЕКА. АНДРЕЙ РУБЛЕВ.

Впервые имя Андрея Рублева упоминается в 1405 году в связи с иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля.

Основные даты жизни и творчества Андрея Рублева: · Около 1370 - Андрей Рублев родился, вероятно, в средней полосе России. · До 1405 - Принял монашество с именем Андрей.

Работая в Благовещенском соборе, Рублев, возможно, писал иконы великомучеников Георгия и Димитрия Солунского из Деисусного чина, и некоторые иконы из праздничного (предположительно — «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим» и «Благовещение») в Благовещенском иконостасе.

Великомученики Георгий и Димитрий Солунский

Всем им свойственно иное колористическое решение, чем у Феофана. Здесь… Полной творческой зрелости Рублев достигает работая с другим творчески близким ему художником Даниилом Черным во…

Лучше всего в росписях сохранилась сцена Страшного Суда, занимавшая западные своды центрального и южного нефов и столбы.

В сцене Страшного суда нет чувства устрашения, кары, возмездия, как нет аскетизма в творящих суд апостолах и их ангельском воинстве. Наоборот все…

Для Успенского Владимирского собора Рублев и Даниил создали также огромный, из 61 иконы, трехрядный иконостас, каждая из икон превышала З м. в высоту. Лаконизм выразительных средств, связанный с расчетом на восприятие с далекого расстояния, колористическое единство больших локальных пятен, совершенный линейный очерк фигур, цельность их силуэта, подчиненность плоскости доски — во всем этом ощущается традиции вековой культуры и собственный почерк художника — монументалиста.

 

Лики святых имеют характерный для Рублева тип: выпуклый лоб, близко посаженные глаза, задумчивый и доверчивый взгляд.

Самым известным произведением Рублева считается «Троица». Икона написана по одним сведениям в 1411 г., по другим — в…

Изображенные Рубленым ангелы едины между собой, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом движения в круге.

Творческая жизнь Рублева была, видимо, очень активной. Он расписывал храмы Москвы, Звенигорода, возможно, других городов. Последние работы художника…

Андрей Рублев умер вероятнее всего в 1430 г. и похоронен в Спасо - Андронниковом монастыре, собор которого, возможно, не только расписал, но и строил.

В основе творчества Андрея Рублёва лежит философская концепция исихазма, лишенная мрачной безысходности, трагизма, и ярко выраженного драматического оттенка она строится на добре, красоте, гармонии духовного и материального начал. Лейтмотив творчества великого живописца – это душевное согласие, чувство любви.

Образы Андрея Рублёва отличаются просветлённостью, кротостью и смирением; предпочтение отдаётся скромности и простоте. Лица – русские, с некрупными чертами, без подчёркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные. Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением». Какие-либо внутренние аффекты им не свойственны.

Рублев был гениальным колористом. Краски его предельно светоносны, и фигуры на иконах как будто преображены мягким сиянием, цветовая гамма изыскана и неповторима. Для него были характерны тонкие красочные сочетания, в отличие от резких цветовых контрастов, присущих иконам Новгорода, певучая плавность линий, мягкие повороты фигур и наклоны голов, воздушность одеяний, светлая и нежная красочная гамма.

Творчество Андрея Рублева оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия, определило в 15 веке расцвет национальной школы русской живописи. Им были заложены основы московской школы живописи.

Андрей Рублев также стал создателем высокого иконостаса. Ряды иконостаса, сформированные им, стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15 века.

Следовательно, личность и творчество Андрея Рублева оказали существенное влияние на историю русской иконописи, оставив особый след в отечественной истории. Русская иконопись сложилась как особое неповторимое искусство, отличное от всего остального, и в этом заслуга Андрея Рублева. Имя Андрея Рублева навсегда вписано в страницы отечественной и мировой истории, как великого художника.

Личность Рублева, художника, с чьим именем связаны многие достижения русской национальной живописи, имела воздействие на всю русскую культуру в целом. А ХV век на Руси становится «золотым веком» русской иконописи.

НОВГОРОДСКАЯ ИКОНОПИСЬ XIV—XV ВВ.

На протяжении XIII—XIV вв. постепенно складывается яркий и самобытный стиль новгородской иконописи, характеризующийся простотой и выразительностью ориентированной на плоскость композиции, чеканностью и обобщенностью силуэтов, чистой, звонкой, высветленной красочной палитрой. У этой иконописи — свои излюбленные темы и герои, свой лаконичный и точный изобразительный язык, особого рода духовность. Всеми этими качествами новгородская иконопись обязана народным основе и мироощущению, которые питали творчество местных мастеров.

Это не значит, что новгородские иконы похожи одна на другую. На обширной территории северной республики и в самом Новгороде существовал целый ряд художественных направлений, от местного, продолжавшего культивировать традиции XIII в. (1), до греко – византийского, опиравшегося на достижения «Палеологовского ренессанса» (2).

Среди этих разнообразных стилей складывается новгородская школа иконописи. Лаконичность и простота композиционного решения, точность рисунка крепких коренастых фигур, изображенных на плоскости, чистая, звонкая красочная палитра (яркая киноварь, беспримесные синий и желтый цвета), ясность толкования сюжетов, трезвость мироощущения — характерные черты иконописания. Так пишут новгородцы своих избранных святых — по нескольку фигур сразу строго в фас, чаще всего в рост, но всегда с ликами, выражающими сдержанную, строгую силу.

К первому направлению принадлежат такие интересные произведения первой половины XIV в., как «Рождество Богоматери» и «Георгий с житием», «Спас на престоле», «СвятительНиколай с житием».

С конца ХIV в. икона в новгородской живописи занимает главное место, становится основным видом изобразительного искусства.Любимыми образами в новгородской иконописи были святой Николай, пророк Илия, святые Власий, Флор, Лавр, Параскева Пятница, святой Георгий. Во всех изображениях сочетается и божественный аспект, и сказочность и чисто человеческое понимание сущности и идеи святости, подвига, мученичества.

 

Отечество. Конец XIV в. Апостол Фома 60-е годы XIV века. Пророк Илия. Конец XIV – начало XV вв.

В XV в. станковая живопись становится в Новгороде главным видом изобразительного искусства. Одним из любимых образов новгородских художников остается образ воина-змееборца Георгия, в котором они видят бесстрашного витязя, активного защитника Родины.

Свободное обращение с церковными канонами приводит к тому, что в ХV в. появляются иконы, в которых создается нечто вроде посмертного портретного изображения. Именно таким изображением можно считать икону «Молящиеся новгородцы», исполненную в 1467 г. по заказу боярина Антипа Кузьмина:

 

в верхнем ряду изображен семифигурный Деисус,

а во втором — предстоящие Христу молящиеся умершие члены семьи новгородского боярина: женщина и двое детей, мужчины разных возрастов в характерных русских одеждах — коротких подпоясанных рубахах и длинных накинутых на плечи кафтанах.

В ХV в. новгородцы отчаянно отстаивают свою независимость от Москвы. Отсюда частое обращение к новгородской истории ранних веков.

В иконе «Битва Суздальцев с новгородцами», или «Чудо об иконе «Знамение» изображена победа новгородцев над суздальцами в 1169 г.

В произведении, расчлененном на три регистра, много динамики, ритмической стройности.

В верхнем ярусе — перенесение иконы «Знамение» из церкви Спаса на Ильине улице на Софийскую сторону в кремль.

В среднем — парламентеры от суздальцев едут встретиться для переговоров с новгородцами, выехавшими из городских ворот, но суздальцы коварно посылают стрелы, некоторые из них попадают в икону;

В нижнем уровне - Богоматерь насылает на суздальцев слепоту и они начинают убивать друг друга.

Смысл этой иконы может быть раскрыт скорее и проще как светского изображения, отражающем тревогу новгородцев того времени. «Битва новгородцев с суздальцами» создается в годы самой жесточайшей борьбы с… Из Софийского собора в Новгороде происходят небольшие иконы конца XV в. с изображением главных праздников и святых…

Рождество Христово

Первая половина XV века.

 

Покров Божией Матери.

Начало XV века.

Настоящими шедеврами новгородского искусства конца XV - начала XVI в. являются два произведения на тему «Чуда о Флоре и Лавре».

Согласно житию, Флор и Лавр были родными братьями, с юности уверовавшими во Христа. Их, как известных каменщиков, правитель Иллирика направил к правителю соседней области для построения нового языческого храма. Братья отдавали полученную плату бедным и проповедовали им Христа. Успеху их проповеди способствовали чудеса, самым известным из которых стало исцеление сына языческого жреца, после чего исцелённый и его отец стали христианами.

В новопостроенном храме, в который ещё не были внесены идолы, Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили совместную молитву, а после этого уничтожили идолов, предназначенных для перенесения сюда.

Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр были отправлены обратно в Иллирик.

Флор и Лавр исповедали себя христианами перед правителем, после чего были брошены в колодец и засыпаны землёй. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь.

Предание утверждает, что сразу после обретения мощей Флора и Лавра прекратился падеж скота. В связи с этим, на Руси эти святые почитались как покровители лошадей. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми.

Изображенные на иконе погонщики табуна разноцветных лошадей — святые мученики, родные братья - близнецы Спевсипп, Мелевсипп и Елевсипп жили во II веке в Каппадокии. Их обратили ко Христу их бабка святая Леонилла и святой пресвитер Венигн. Братья приняли святое Крещение и сокрушили идолов. Язычники воспылали к ним лютой злобой, отовсюду собрались начальники и стали допрашивать святых братьев.

Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп исповедали Христа перед судьями и отказались принести жертву языческим богам. Их связали по рукам и ногам, повесили на дереве и растянули так крепко, что их кости стали выходить из суставов, затем бросили связанными в костер, но они остались невредимыми, подобно трем отрокам в вавилонской печи, и славили Бога. Когда огонь погас, братья сказали мучителям: «Нам дана власть перейти ко Христу Богу нашему только тогда, когда захотим мы сами, но мы решили еще посмеяться в этой жизни над вашим безумием, хотя все-таки не замедлим явиться на небесный пир». Наконец трое братьев преклонили свои колена и, помолившись, предали Богу свои святые души. Тела их были погребены неподалеку от города, где впоследствии в их честь воздвигли храм, в котором совершались многие чудеса и исцеления).

Объединяет эти иконы, прежде всего редкостная ритмическая гармония и подчеркнутая внимательность к силуэту, в данном случае к силуэтам лошадей, которые никогда еще в Новгороде не трактовались с такой убедительной обобщенностью и тончайшей пластичностью, свойственной лишь искусству рублевской Москвы. Обе иконы с многоцветной и нюансированной красочной палитрой, геральдическими позами белого и вороного коней под седлами смотрятся как фантастически прекрасное видение. В целом, икона символизирует благословение на служение.

Композиция разделена на два регистра, характер композиционного решения которых различен. При этом, верхний регистр статичен, нижний – более динамичен.

Верхний регистр: три фигуры, центральная из которых – Архангел Михаил, находящаяся по центральной оси композиции иконы, Справа и слева от него – Св. Флор и Лавр в идентичных позах. В руках Архангела поводья коней, стоящих чуть ниже. Архангел передает поводья Св. Флору и Лавру.

Нижний регистр: пасомый тремя братьями из Каппадокии табун лошадей изображен динамично и реалистично. Скачущие кони — символ подверженного переменам мира, живущего по законам времени. Кони — символ дня и ночи, знаменуют бег времени.

Мученичество Флора и Лавра и братьев из Каппадокии символизирует единство служения и судеб.

Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского, служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. «Полк мучеников» главная сила в битве против диавола и слуг его на земле.

Искусство Новгорода оказывало огромное влияние на художественную жизнь обширнейших провинций, в частности северо-восточных и восточных. Произведения местных мастеров, отнюдь не однородные по стилю и пониманию художественного образа, известны под условным наименованием «северных писем». Их отличает упрощенность композиции, угловатая экспрессивность рисунка, суровая выразительность персонажей, в которых сквозь черты христианского святого порой явственно просвечивает какой-то мифологический, полуязыческий образ. Колорит «северных» икон не имеет новгородской звонкости. В нем преобладают мягкие, бледные или более насыщенные, плотные желтые, коричневые, синие цвета. Для всех икон «северного письма характерно определяющее влияние народного искусства. Прекрасными произведениями северной живописи XV в. являются иконы «Иоанн Предтеча в пустыне» и «Власий и Спиридоний».

 

 

Самыми замечательными памятниками этих «писем» являются несколько икон из праздничного ряда иконостаса, связываемого с Каргополем. «Снятие с креста» и «Положение во гроб» абсолютно цельны по силуэту и выразительности линий.

 

Если образно новгородскую школу отличали яркие цвета и лики святых, наделенные строгой, уверенной силы, то «северные письма» наделены монументальностью изображения, более сдержанными цветами, а образы полны скорби.

После присоединения Новгорода, к Москве его искусство еще долго сохраняет собственное художественное лицо и в архитектуре, и в иконописи. Но так или иначе новгородская школа вливается в итоге в русло общерусского искусства.

 

– Конец работы –

Используемые теги: Русская, икона, XIV, Феофан, Грек0.083

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РУССКАЯ ИКОНА XIV – XV ВВ. ФЕОФАН ГРЕК

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Сравнительный анализ иконы "Богоматерь Донская" Феофана Грека и картины Рафаэля "Сикстинская мадонна"
Когда современники Джотто хотели одобрить художника или поэта, они говорили, что тот не хуже древних. “Неудивительно, что такие представления обрели… Итальянцы помнили, что в далеком прошлом их страна со столицей в Риме была… Религиозный спиритуализации, аскетичные идеалы и догматичная условность произведений искусства сменились стремлением к…

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Сравнительный анализ иконы “Богоматерь Донская” Феофана Грека и картины Рафаэля “Сикстинская мадонна”
Идея возрождения в сознании итальянцев была тесно связана с идеей восстановления величия Рима. Период между классической античностью, на который они… Религиозный спиритуализации, аскетичные идеалы и догматичная условность… Однако искусство Ренессанса, на мой взгляд, нельзя назвать во всем и полностью противоположным искусству…

Русский национальный характер (в трудах русских философов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому… Но Россия, ее характер это характер ее народа, характер сложный и весьма… Национальный характер любого народа представляет собой целостную систему со свойственной ей иерархией качеств, черт,…

РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
На сайте allrefs.net читайте: "РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Феофан Грек
И т.д т.о в целом система росписей христианского храма представляла собой строго продуманное целое. • Крайним выражением свободомыслия на Руси в 14… Возникает интерес к драматическим сюжетам, пробуждается интерес к внутреннему… В 1378 году Феофан исполнил свою первую работу в Новгороде - расписал фресками церковь Спаса-Преображения. •…

Проблемы русской национальной школы и изучения русской математики
Отсюда - острая необходимость в национальной школе, которая в состоянии будет взращивать в мо- лодом поколении качества во все времена отличавшие… Существует две тенденции для осмысления уроков в националь- ной школе 1… Ис- тинно русские идеи и принципы предполагают иное отношение к обра- зованию, но обращать внимание на образование…

Мыслители Русского зарубежья о русской революции
И в особенности это относится к представителям гуманитарных наук - философам, историкам, политикам. Каждый из них по своему относится как к самой… Подразумевая систему во всех революциях будь то Россия или Франция, они в… Политическое несоответствие ,по его мнению, находится в парадоксе развития экономики государства, постоянно…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам