Шлем князя Ярослава Всеволодовича. Конец XII-начало XIII века.

 

Украшенный рельефной чеканкой, очень близкой к резьбе Георгиевского собора, шлем князя Ярослава Всеволодовича, брошен им на поле проигранной сечи, Липецкой битвы 1216 года, где князь Ярослав потерпел поражение от новгородцев.

 

 

11. Церковь Параскевы Пятницы. Конец XII-начало XIII века. Чернигов. Зодчий Пётр Милонег.

На рубеже XII-XIII столетий в Чернигове был создан храм Пятницы, связываемый с именем князя Рюрика Ростиславича и его зодчего Петра Милонега. Когда был восстановлен первоначальный облик этого неузнаваемо искаженного позднейшими перестройками здания, было трудно поверить, что оно относится к рубежу XIII, а не XV столетия - столь смело его зодчий решает новую архитектурную задачу. Идея башнеобразного храма была связана с русским деревянным зодчеством, с крепостными вежами и теремными вышками гражданской архитектуры. Над динамичным трехлопастным завершением фасада поднимается второй ярус закомар, и выше из венца декоративных кокошников вырастает лёгкое и стройное тело высокого барабана.

 

Контрольные вопросы:

1. Искусство Руси периода раздробленности ХII-XIII вв. Раздробленность и ее влияние на характер и содержание русского искусства. Продолжение киевской архитектурной традиции в ряде регионов (Чернигов, Рязань, Смоленск, Волынь)

2. Появление галицкой, новгородской, полоцкой, владимирской и других архитектурных школ.

3. Складывание общерусского типа культовых зданий. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Архитектурные памятники середины XII в. в Кидекше и Переяславле-Залесском, Владимире, Боголюбове. Архитектурный декор (эволюция и особенности).

4. Особенности интерьера и экстерьера жилищ.

5. Монументальная живопись Владимира и Суздаля.

6. Общие тенденции развития изобразительного искусства в русских землях. Иконо­пись. Проявление местных особенностей.

7. Достижения мастеров прикладного искусства.

8. Расцвет русской культуры накануне Батыева нашествия.

 

Литература: .

1. Пинахина Е.А. Мир древнерусского искусства. -Воронеж: ВГПУ, 2008 (кол-во экземпляров в библиотеке -37).

2. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. - Т.З. - М., 1955.

3. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. Т.1- 2. М., 1961.- 1962

4. Ключевский В.О. Сочинения, в девяти томах. - М.: Мысль, 1987.

5. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII века. - М., 1983.

6. Очерки русской культуры XIII-XV вв. 4.1-2. - М., 1969-1970.

7. Трофимов А. Святые жены Руси. - М., 1994.

8. Бочаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси. X - начало XIII в. - М.,1984.

9. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993.

10. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I век до нашей эры - XIII век нашей эры. - М., 1977.

11. Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - начала XV века. - М., 1980.

12. Древнерусское градостроительное искусство X-XV вв. / Отв. ред. Н.Ф. Гуляницкий.- М., 1993

13. Замятина Г .А. Терминология русской иконописи. - М., 1997.

14. История русского искусства: В 2-х т.: Учебник для художественных вузов / Под ред. М.М.Раковой и И.В.Рязанцева. - М., 1979.

15. Комеч А.И Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. - М., 1987.

16. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. - М., 1973.

17. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. - М., 1983.

18. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X-XIII веков. - Л., 1970.

19. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. - М., 1997.

20. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII веков / Отв. ред. В.В.Бычков. - М., 1996

21. Мировая архитектура.- СПБ.: ООО «Издательский Дом «Кристалл»,2005

22. Соловьев С.М. Иллюстрированная история России.- М.: Русское слово, 1997