рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древнерусское искусство Х-ХVII века

Древнерусское искусство Х-ХVII века - раздел Образование, Древнерусское Искусство Х-Хvii Века. ...

Древнерусское искусство Х-ХVII века.

Иллюстративный практикум.


 

Введение.

 

Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества.

Древняя Русь не просто заимствовала высокоразвитое искусство Византии, но подхватила его, когда оно начало уже клониться к закату, и качественно обновила, обогатив собственной традицией. Унаследованная культура глубоко вросла в русскую национальную почву, в результате чего на Руси сложилась в высшей степени оригинальная художественная система с такими неповторимыми комплексами мирового значения, как Киев, Новгород, Суздаль и Владимир, Ростов Великий, Москва, возглавившая борьбу за объединение страны после тяжелых испытаний, выпавших на долю Руси.

Образы искусства служили символами высокой одухотворенности. Идеалы, в них заключенные – это также и народная сила, и ратные подвиги, и борьба за независимость и величие русского государства.

 

 

Искусство Киевской Руси.

В апсиде собора св.Софии в Киеве изображена Богоматерь Оранта ( молящаяся ). Когда под лучами света, падающими на её золотой фон, сверкает и… 1. Собор св. Софии в Киеве. Интерьер. Середина ХI века. 1037-1054 гг.

Купола Софийского собора.

И мозаики, и фрески Софийского собора в Киеве отличаются красотой и монументальностью. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной…

Фрески собора св. Софии в Киеве. Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагмент. Центральный неф.

Среди фресок Софийского собора групповой портрет семьи Ярослава Мудрого представляет особую ценность. Четыре фигуры на южной стене широко известны… Фресковый портрет семьи Ярослава Мудрого уникальный памятник древнерусской…  

Собор св. Софии в Киеве. Фрагмент фрески. Придел Петра и Павла.

 

Придел Петра и Павла расписан фресками, повествующими о деяниях апостолов. В росписях преобладали тёмно-красные, охристые, белые и оливковые цвета. Особое внимание художники уделили написанию лиц, создав замечательную галерею образов с индивидуальной характеристикой.

 

 

Собор св. Софии в Киеве. Фрагмент фрески. Святая великомученица Варвара, центральный неф.

 

Большое место в системе росписей собора занимают отдельно стоящие фигуры святых.

 

Софийский собор в Новгороде Великом.

В 1045 году супруга Ярослава Мудрого великая княгиня Ирина приехала в Новгород к своему старшему сыну, князю Владимиру Ярославичу, по случаю… София Киевская и София Новгородская, два могучих собора, хранят память о… Новгородская София(1045-1050) существенно отличается от киевского собора. Он проще, лаконичнее, строже. Для него…

Михайловский Златоверхий собор в Киеве.

Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве были созданы позднее софийских. когда Киевская держава переживала тревожные времена из-за… Подобно Софийским, Михайловские мозаики принадлежат одновременно византийскому…  

Мозаика. Дмитрий Солунский.

Воин, казненный при императоре Диоклетиане в IV веке за приверженность христианству, почитается как покровитель воинства и покровитель славян. Всем своим обликом Дмитрий Солунский олицетворяет князя-витязя , призванного творить правый суд и оберегать народ.

 

Мозаика Михайловского Златоверхого собора. Сцена Евхаристии, фрагмент многофигурной композиции причащения апостолов.

Мозаика Михайловского Златоверхого собора. Архидиакон Стефан.

  Контрольные вопросы: 1. Особенности формирования искусства древнерусского государства. Появление первых произведений искусства на…

ИСКУССТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА.

С XII века начался новый этап в развитии русской архитектуры. Зодчество XII-XIII вв. отличается от зодчества предшествующего времени меньшей масштабностью зданий, поисками наиболее простых, но в то же время красивых форм, простотой отделки. Наиболее типичным стал кубический храм с позакомарным покрытием и массивной главой. При сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатывались местные ее особенности.

Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше 1152 г.выстроенная князем Юрием Долгоруким.

Одноглавые четырехстолпные крестово-купольные храмы с тремя массивными апсидами и фасадами, широко расчлененными плоскими лопатками. Стены лишены… Кидекшская церковь заслуживает особого внимания. Это первая церковь, сложенная…  

Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197гг. XII век.

При Всеволоде, брате Андрея Боголюбского, Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего могущества. Построенный при нем Дмитриевский собор во… Но не только благородство форм, не только идеальные пропорции храмового здания…  

Фрагмент резьбы Дмитриевского собора во Владимире. XII век.

Особое место во владимирской архитектуре этого времени занимает Дмитриевский собор, возведенный в 1194-1197 годах в центре княжеского дворца. Он…  

Золотые ворота во Владимире. 1164 г.

Одновременно служили городу и узлом обороны, и торжественным въездом. Их мощный белокаменный куб, прорезанный огромной аркой и высоко увенчанный… 5. Церковь Покрова на Нерли 1165 г. – один из самых лиричных памятников… Поэма, запечатленная в камне. Явление Божьей Матери с Её Покровом святым Андрею и Епифанию в окруженном врагами…

Успенский собор во Владимире. 1158-1161 гг.

Был воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче, так, чтобы, видимый отовсюду, он гордо царил над городом и округой. Величественный,…    

Богоматерь Владимирская XII век. Хранилась в Успенском соборе города Владимира.

Написанная в первой половине XII века, икона, названная у нас Владимирской Богоматерью, - не только самый замечательный дошедший до нас образец… На Владимирской иконе Богоматерь прижимается щекой к щеке младенца – этот… Почитание «Богоматери Владимирской» привело к тому, что на Руси существовало много списков с неё, много её повторений.…

Собор Рождества Богородицы. 1222-1225 г.

 

Рождественский собор в Суздале, тоже белокаменный и украшенный узорчатой резьбой, славится своими Златыми вратами. Древнейший памятник Суздаля. Нижний ярус собора белокаменный, украшенный резьбой, относится к XIII веку, верхний - перестроен из кирпича в XVI веке.

 

Суздаль. Рождественский собор. Златые врата. Фрагмент.

Это вершина Владимиро-Суздальского декоративно-прикладного искусства. Они созданы в 20-30-х годах XIII в., состоят из массивных досок, обитых… .

Шлем князя Ярослава Всеволодовича. Конец XII-начало XIII века.

Украшенный рельефной чеканкой, очень близкой к резьбе Георгиевского собора, шлем князя Ярослава Всеволодовича, брошен им на поле проигранной сечи,…    

ИСКУССТВО НОВГОРОДА И ПСКОВА

 

Основываясь на традициях архитектуры домонголького времени (церковь Спаса на Нередице, 1198 г.), новгородские зодчие вели поиск новых художественных и строительно-технических решений.

Новгородские строители перешли к кладке из грубо отесанных известняковых плит с использованием валунов и частично кирпича, что еще более усиливало впечатление силы и мощи.

Георгиевский собор Юрьева монастыря.1119 г. Новгород.

Характерная для новгородской архитектуры лаконичность форм, строгость и ясность пропорций доведены до совершенства в облике Георгиевского собора, Юрьева монастыря. Башня, примыкающая к высокому объёму собора, получила квадратную форму и органически слилась с ним. Собор завершают три поставленные асимметрично главы: одна над средокрестием, две другие на углах западной стороны основного объёма. Ниши и лопатки подчёркивают величественную плоскостность его стен.

Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. Конец XII в

Храм Спасо-Преображения на Ковалеве. XIV век. После восстановительных работ.

Отказ от боковых апсид придал восточному фасаду храма необычный вид. Наряду со старыми формами оконных проёмов в этот период впервые появляются окна…

А. Храм Спасо-Преображения на Ковалеве XIV век. До восстановительных работ.

Новгород, избежавший ужаса дикого татаро-монгольского разорения, стал жертвой разорения, ещё более яростного и губительного в своей обдуманной… Когда же наступил перелом и война откатились на запад, безжизненная мёртвая… Там где некогда высился храм, теперь бесформенной грудой лежали обломки разрушенной церкви. Прошло 10 лет, и ещё…

Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292 г. XIII век.

Зодчие внесли новшества в традиционный тип четырехстолпного одноглавого храма кубической формы. Они заменили позакомарное покрытие трехлопастным,…    

Башня в Детинце. Часозвоня. 1443 г. Восьмигранная башня на прямоугольном основании в Новгородском кремле. Часы были установлены в 1671 году.

Архангел Гавриил (Ангел Златые власы) XII век.

 

В этом незабываемом образе чувствуется высокая, чистая красота. Здесь еще явственно влияние Византии, и нечто подлинно греческое светится в прекрасном овале лица с нежным румянцем под волнистыми волосами, разделенными золотыми нитями. Но печаль в глазах, такая лучистая и глубокая, вся эта милая свежесть, вся эта волнующая красота уже отражение русской души, готовой осознать свой особый удел с его трагическими испытаниями.

 

Святой Георгий XI век.

Великомученик Георгий, известный больше, как Георгий Победоносец, встречается в двух изображениях, либо в виде пешего воина, написанного в рост в боевых доспехах, с мечом и копьём, либо на коне, побеждающий змия. В последнем случае икона так и называется: «Чудо Георгия со змием».

 

Святой Георгий. Икона XII века. Собор Юрьева монастыря под Новгородом.

  Образ этого прославленного малоазиатского епископа из Мир Ликийских получил… На иконе мастера Алексея Петрова у Николы добродушный, ласковый вид, округлое русское лицо, все детали выявлены…

Феофан Грек. Архангел Михаил. Фреска в церкви Спасо-Преображения в Новгороде.

Архистратиг Михаил, предводитель всего Небесного Воинства, Небесных Сил, изображается стоящим в рост, с копьём в руке, в красных одеждах.

Феофан Грек. Макарий Египетский. Фреска церкви Спаса на Ильине 1378 г.

Это грандиознейший образ новгородской монументальной живописи, образ, запоминающийся навсегда. Здесь поистине трагическая неуемность в его чертах, в… К фрескам Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине близки по манере исполнения…

Богоматерь Донская. Икона XIV век. Феофан Грек.

.

Прославленная Богоматерь Донская по иконографическому типу является «Умилением». Получила своё имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал её с собой на Дон, в битву на Куликовом поле.

 

Богоматерь из деисусного чина. Икона начала XV века. Благовещенский собор в Москве.

В Москве под воздействием московской живописной традиции Феофан Грек проявил в своих композициях меньше страсти, меньше динамизма, но зато больше,… Других его московских работ не сохранилось. А между тем их было немало, и…

Битва суздальцев с новгородцами. XV век.

Обострение отношений Новгорода с Москвой во второй половине XV в. вызвало появление иконы «Чудо от иконы Знамения», которая более известна под… Тема композиции - страшное братоубийственное побоище, одно из тех грозных… Композиция трехъярусная. Наверху - торжественное перенесение иконы из церкви Спаса на Ильине улице в «детинец». В…

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. XII век. (1150)

Спасо – Преображенский собор Мирожского монастыря был одним из первых каменных храмов Пскова. План собора приближается к квадрату. Его двум низким боковым апсидам на западе когда – то соответствовали два низких притвора. «Позднее их высота была увеличена». Снаружи была резко выделена крестообразность архитектурной конструкции.

Псковский кремль. Детинец.

В середине XIV века был отстроен городской собор Троицы, где мастера придали верхней части сооружения динамичную устремленность ввысь. В Троицком соборе Пскова хранится меч князя Довмонта–Тимофея, княжившего в Пскове во второй половине XIII века. Псковитяне высоко чтили память этого князя.

Башня крепости в Изборске.

Святой Георгий. XIV век

В отличие от новгородских икон, не пламенная киноварь, а плотный, густонасыщенный зеленый цвет, напоминавший безбрежную зелень необъятных лугов…  

Древнерусская иконопись.

Представим себе, что художнику, живописцу, мастеру колорита и композиции, мастеру линии и тона предопределено писать большое количество… А теперь вспомним, что сюжет был не один, их были тысячи, - следовательно, ни… Древнерусские иконы сияют, горят яркими чистыми красками, полны особой выразительности и высшей духовной красоты. В…

Богоматерь Великая Панагия (Оранта) XIII век.

Строго фронтальное, поясное изображение Богородицы. Она подняла руки с повернутыми к нам ладонями, до уровня плеч. На груди у Богородицы прочерчен круг, в который вписано поясное изображение… 2. Рублёв. Троица. Конец XIV века.

ИСКУССТВО РУСИ XV ВЕКА.

Особый интерес проявляется к разработке и созданию новой, устремленной вверх композиции всего храмового здания. Это достигалось за счет ступенчатого расположения сводов и размещения нескольких рядов кокошников у основания барабана. Стремление к преодолению «кубичности» и приданию всей композиции динамизма особенно ярко проявилось в соборе Андроникова монастыря (около 1427 г.). Эта тенденция становилась ведущей в московском зодчестве.

Церковь Ризположения в Кремле.

Одноглавая церковь Ризположения(1484-1485) служила для утренних молитв московского митрополита, а затем патриарха всея Руси. Находящаяся совсем… 2. Кремлёвская стена.  

Оклад Евангелия. Москва. Первая половина XV века. Мастерские Оружейной палаты Московского Кремля.

Благовещенский собор в Кремле. Конец XV века.

Строился под неусыпным вниманием Василия I и Софии Витовтовны. Позднее в конце XV века он был перестроен. Княгиня София ревностно относилась к… Псковским мастерам, особо ценившимся в Москве, мы обязаны двумя чудесными… Интерьер собора отличается великолепием, уютностью и камерностью. Там находится сокровище древнерусской живописи -…

Ивановская колокольня в Кремле.1505-1508 гг. Бон Фрязин.

Украшая ансамбль Московского Кремля, вознеслась к небу Колокольня Ивана Великого, над которой трудился мастер Бон Фрязин в 1505-1508 годах. В этом… .

Успенский собор в Кремле. Конец XV века.

В архитектуре Успенского собора Московского Кремля, который было предложено строить наподобие одноименного собора XII века во Владимире, традиции… Со стороны южного фасада в архитектуре собора узнавались византийские черты, с…  

А. Успенский собор в Кремле. Конец XV века.

 

 

 

Грановитая палата в Кремле. Конец XV века.

В ансамбле Московского Кремля возникла ставшая знаменитой Грановитая палата (1487-1491). Она выстроена итальянцами Марко Руффо и Пьетро Солари.…  

А. Грановитая палата. Марко Руффо и Пьетро Солари. Конец XV века.

Дионисий. Фреска Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500-1501 гг. Фрагмент.

Дионисий был любимым художником Ивана III. Иосиф Волоцкий высоко ценил его искусство, только в Волоколамском монастыре имелось 87 его икон. Дионисию… В отличие от Рублева, он не был монахом. Ему принадлежат ряд икон, часть… Фрески Ферапонтова монастыря - самое значительное из творчества Дионисия. Композиция отличается светлой нарядностью,…

Архангельский собор Московского Кремля.

РУССКОЕ ИСКУССТВО XVI ВЕКА.

Еще в XV веке выявилось стремление русских зодчих придать строениям динамичную устремленность ввысь (например, собор Спасо-Андроникова монастыря).… 1. Храм Вознесения в селе Коломенском. Один из выдающихся памятников каменной… Вот что Берлиоз писал князю В.Ф. Одоевскому, литератору, музыковеду и собирателю древнерусских нотных рукописей: «…

Храм Иоанна Предтечи в селе Дьякове.

В соседнем с Коломенском селе Дьякове высится храм Иоанна Предтечи, как полагают, воздвигнутый в честь венчания Ивана IV на царство. Великий князь… Храм чем-то походит на замок, формы отличаются парадностью, искусной…  

Собор Василия Блаженного. XVI век. Вид со стороны Красной площади.

Он представляет собой группу из девяти столпообразных храмов, размещенных на общем постаменте - высоком подклете - и объединенных внутренними… Храм сооружен в честь победы Ивана IV над татарской Казанью, одержанной в…  

А. Собор Василия Блаженного. XVI век. Вид со стороны Кремля.

 

Трон Ивана IV. XVI век.

В XVI веке господствующим был не горельеф, а барельеф, плоская резьба, произведения мастеров декоративно – прикладного искусства производят впечатление пышности и богатства.

 

Покровский собор 1510-1514 гг. Суздаль.

Построен по заказу Великого московского князя Василия III. Монастырь был местом пребывания женщин из царских и великокняжеских семейств. С историей… Во второй половине XVI века строятся храмы традиционного типа по образцу… В XVI в. огромный размах получило крепостное строительство, в котором нашли отражение достижения в области…

РУССКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА

Теремной Дворец Московского Кремля. 1635-1636 гг.

Теремной дворец был поставлен на высоком подклети XVI века. Его ступенчатый ярусный оббьем завершался верхней террасой с золоченой кровлей. В нижних…

Церковь Троицы в Никитниках.

Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого нарышкинского стиля (или «московское барокко»). Мать…

Церковь Святой Троицы. 1690-1694 гг. Нарышкинское барокко

 

 

Церковь Покрова в Филях. Конец XVII века.

 

Успенский собор Новодевичьего монастыря. Конец XVII века.

Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал…

Ростовский кремль. Создан при митрополите Ионе. XVII век.

Ростовский Кремль построен так, что пройти по его галереям можно от храма к храму и от палаты к палате, не спускаясь на землю, любуясь живописью надвратных храмов ростовского Кремля. В архитектуре надвратных храмов ростовского Кремля величие уступает место изяществу, эпос - лирике, пафос могущества - мягкой музыкальности. Крепость в центре России была в ту пору излишней, и потому его оборонительные сооружения имеют чисто декоративный характер.

Мастер Тимофей. Богоматерь Казанская. Одигитрия (Путеводительница) 1649 г. Доска, темпера.

Богоматерь изображена во фронтальной, торжественной позе. В композиции «Одигитрия» - «Путеводительница» Младенец на руках у Матери не прикасается к ее щеке, а сидит на некотором отдалении прямо и смотрит перед собой. К «Одигитрии» кроме «Казанской» относятся многие иконы, например: «Смоленская», «Тихвинская», «Иверская» и др.

Ростов Великий. Церковь Воскресения. 1670 г.

 

 

Если в Москве в это время зодчество уже приобретало новые формы, отмеченные барочной пышностью, то ростовские храмы построены в согласии с древней новгородской традицией: лаконичность и ясность гладких стен определяют их облик в гармоническом сочетании ровных плоскостей. Но эта белокаменная гладь в Новгороде дышит величием, первозданной силой, а в Ростове все более изысканно, лирично и музыкально.

Успенский собор Ростовского кремля.

 

Церковь Иоанна Предтечи в Угличе. XVII век.

Углич и Ярославль входили тогда в Ростовскую митрополию, и эти города тоже гордятся архитектурными памятниками, воздвигнутыми при том же деятельном… Заказчиками церквей все чаще становились купцы и посадские общины. В…

Резные царские двери из церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль, последняя четверть XVII века. Фрагмент .

 

Вершиной ярославского посадского зодчества стала построенная в 1671-1687 гг. церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Торжественная монументальность, обилие архитектурных деталей, гармоничное сочетание золота пятнадцати глав, венчающих основное здание и два придела, с красным тоном кирпичных стен, расцвеченных голубоватым узором изразцов, выделяют этот храм среди ярославских церквей.

А. Храм в Толчковской слободе создавался на протяжении 16 лет, с 1671 по 1687гг.

Церковь представляет собой четырехстопный пятиглавый храм, окруженный одноэтажными закрытыми галереями, на которые ведут крыльца с высокими… Необыкновенно живописный силуэт церкви поражает разнообразием перспектив и… Декоративное убранство храма невероятно насыщено: кирпичное узорочье, красочные изразцы, росписи апсид, дверей и…

Шлем булатный. Работа мастера Никиты Давыдова. Оружейная палата.

1621 г. Булатная сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг. Парадный шлем царя Михаила Федоровича Романова.

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1677 г.

Многочисленны были иконы, воспроизводящие Нерукотворный Образ. История о Нерукотворном Образе утверждала не только то, что это изображение было… Спас Нерукотворный – центральная тема творчества Ушакова, он неоднократно его… На знаменах русских войск в Древней Руси был изображен «Спас Нерукотворный».

Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская (Древо государства Московского). 1668г.

В последней трети XVII века окончательно оформляется чин крестного хода с иконой Владимирской Богоматери из Успенского собора в Сретенский…

Ушаков. Архангел Михаил. Икона. 1676 г.

Всей работой в Оружейной палате руководит Симон Ушаковв качестве первого жалованного «царского изографа» и главного эксперта по вопросам… Симон Федорович Ушаков(1626-1686)был крупнейшим русским художником XVII века.… Он достиг большой славы и, хотя впоследствии пострадал от недругов, свыше тридцати лет фактически возглавлял все…

Никифор Савин. Иоанн Предтеча в пустыне. XVII век. Строгановское письмо.

Они особенно ценили иконы совсем небольшого размера, однако включающие не меньше отдельных сцен, чем многоаршинный иконостас. Иконы этого типа,… К исключениям следует отнести икону «Иоанн Предтеча в пустыне». Это один из… С пробуждением интереса к человеку, к отдельной личности связано появление и развитие портретной («парсунной»)…

Марина Мнишек. Прижизненное изображение. 1600 г.

Дочь польского воеводы, выданная замуж за Дмитрия Самозванца, человека, объявившего себя спасшимся сыном Ивана Грозного, царевичем Дмитрием. В Москве польские порядки возмущают горожан, начинается бунт. Марина Мнишек… В феврале 1612 года состоялось венчание на царство Михаила Федоровича Романова, избранного на соборе царем Всея…

Царица Евдокия Лукьяновна, дочь боярина Стрешнева, супруга Михаила Романова

Евдокия Лукьяновна славилась милосердием. Она заботилась о своих бедных родственниках, щедро оделяла бедняков, в особенности женщин, хорошо…  

Царь Алексей Михайлович Романов.

В 1645 году 15-летний Алексей, сын Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны, в один месяц потеряв и отца и мать, с тал царем. В его характере были мягкость отца и доброта матери. В последствии он получил прозвище Тишайший, впрочем, иногда бывал и вспыльчив.

 

Царица Мария Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича.

Царица Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая жена Алексея Михайловича, мать Петра I.

Опочивальня царя Алексея Михайловича.

  27. Деревянное зодчество Карелии. Погост Кижи: Покровская церковь (1764г.),…  

Эпоха Древней Руси в живописи художников XIX-XX веков.

 

Представлены произведения русских художников XIX-XX столетий на сюжеты из жизни и быта Древней Руси.

Это дает нам возможность почувствовать преемственность в историческом развитии русского общества и ощутить себя носителем национального культурного наследия.

Княгиня Ольга и князь Владимир. В.Васнецов.

2. М. Антокольский. Ярослав Мудрый – сын Владимира Святославича и Рогнеды. При нем жизнь на Руси расцветала. Был составлен первый на Руси свод… Марк Матвеевич Антокольский был выдающимся скульптором – реалистом второй…  

Памятник Александру Невскому на площади перед Александро-Невской Лаврой. Санкт-Петербург. 2002 г.

В 1710 году Петр I приказал воздвигнуть в Петербурге монастырь в честь Александра Невского и перенести его мощи из Рождественского монастыря во… Новые памятники Александру Невскому были воздвигнуты в Новгороде, в Псковской…  

К. Васильев. Плач Ярославны. XX век.

Константин Алексеевич Васильев (1942-1976), зачитываясь легендарной поэмой, глубоко сопереживал печали, разлившейся по Руси после страшного… «Плач Ярославны» - правая часть задуманного,но не завершенного триптиха,…

С. Афонина. Преподобный Антоний и Феодосий Киево-Печерские.1995 г.

При великом князе Киевском Ярославе Мудром с Афона пришел преподобный Антоний, и возникла Киево-Печерская лавра.

А. Афонин. Вдали от мира сего . 1995 г.

8. А. М. Васнецов. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 г. Князь Юрий Долгорукий заложил крепость Москву в устье реки Неглинной,… Юрий Долгорукий оставил 11 сыновей и 2 дочери. Его сыновья Андрей Боголюбский… Аполлинария Васнецова, брата знаменитого художника Виктора Васнецова помимо пейзажа интересовал и историко-бытовой…

А.М.Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском в XIV веке.

В 70-е годы XIV века фактическим правителем Орды становится военачальник Мамай. Понимая, что политическое, экономическое и военное усиление Москвы,… Узнав о намерениях Мамая, великий князь московский решает идти навстречу… Победа была трудной, полегли тысячи русских воинов, в каждой семье были вдовы и сироты. Монголо-татарское иго еще не…

Н.С. Присекин. Куликовская битва. XX век.

11. Павел Чистяков. Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе своего сына великого князя Василия Тёмного в 1433 г. срывает с князя Василия Косого… Князь Юрий Звенигородский, младший брат Василия I, считавший себя наследником… Павел Петрович Чистяков (1832-1919) за картину «Ссора на свадьбе Василия Темного» получил золотую медаль от Академии…

К. Лебедев. Обручение малолетних Ивана III Московского и Марии Тверской. XIX век.

В 1467 году жена Ивана III, слабая здоровьем, умерла, а в 1472 году Иван III вторично женился на византийской царевне Софии Палеолог, племяннице… Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) – художник, обнаруживший оригинальный…

А.М. Васнецов. Московский Кремль при Иване III в XV веке.

А.Д. Кившенко. Иван III разрывает ханскую грамоту и топчет басму перед татарскими послами в 1478 г.

Афонина. Преподобный Кирилл Белозерский. 1998 г.

В Кирилловских деревушках процветали кузнечные и кожевенные мастерские. Предметы повседневного обихода (посуда, посохи пр..) выделяются…

Ю.А.Хмелецкий. Елена Глинская. 2004 г.

Одно из важных достижений великой княгини Елены – денежная реформа 1535 года. Многочисленные резаные и поддельные серебряные монеты было приказано… Но защищая интересы своего маленького сына Ивана, Елена была вынуждена… 17. А.Хмелецкий. Анастасия Романовна Захарьина, первая жена Ивана Грозного. 2004 г. Происходила из рода Кошкиных –…

Г. Седов. Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьевну.

Григорий Семенович Седов (1836-1884), - писал образа и исторические жанры. Эта его картина наиболее известна.

А.Литовченко. Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею. 1875 г.

В середине марта 1584 года, незадолго до смерти Иван IV повел приближенных в свою сокровищницу, где рассказывал о свойствах своих драгоценностей, проявив отличные знания того, как следует жить человеку.

Александр Дмитриевич Литовченко (1835-1890) написал много образов и исторических картин.

20. Ф.С.Журавлёв. Боярышня. Фирс Сергеевич Журавлев (1836-1901), академик, жанрист. Обращался к сюжетам из русской истории и быта.

В.Д. Поленов. Московский Кремль. Выход из покоев на Золотое крыльцо.

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1926). Любил Москву, ее тихие тогдашние улицы, старинные палаты Кремля. Природа на его картинах то ясная и тихая, то грустная.

Творческие и общественные интересы Поленова были весьма разностороннии.

В колорите картин Поленова с их праздничной поэтичностью большую роль играет ясный свет солнечного дня. Передавая его, художник пишет чистыми и светлыми красками, избегая темных черных и коричневых теней.

А.Ромодановская. Московский Кремль. Архангельский собор.

К. Маковский. Под венец.

 

К. Маковский. Убийство семьи Бориса Годунова.

В Польше обьявляется человек, назвавшийся царевичем Дмитрием, который чудом спасся. Он движется к Москве вместе с Польским войском. В результате боярского заговора были убиты царь Федор, сын Бориса Годунова и…  

В. Рассохин. Сборы к заутрене. 1993 г.

Художник погружается в светлые видения прошлого, в грезы о Москве «белокаменной», очаровывавшей всякого приезжего звоном своих колоколов и прелестью… В его полотнах та самая Москва, Россия полузабытая, мечты о ней. 26. С.А.Кирилов. Запсковье. Звонница. Из серии «Город Псков в XVII веке». 1990 г.

– Конец работы –

Используемые теги: Древнерусское, искусство, Х-ХVII, века0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древнерусское искусство Х-ХVII века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Древнерусское искусство 10-13 веков
В широком смысле древнерусское искусство - средневековое русское искусство В период формирования феодализма на Руси X - XIII вв. искусство… Естественно, культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и… Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и…

ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ РОССИИ Билет 1. 1. Возникновение и развитие древнерусского государства. Ранняя древнерусская держава IX–XII века. Роль христианизации на Руси
ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ РОССИИ... Билет Возникновение и развитие древнерусского государства Ранняя...

Европейское искусство XIX века
С другой стороны, провозглашённые якобинцами идеалы Свободы, Равенства и Братства захлебнулись в волнах невинной крови. Ни монархам, ни… Художница посещает Германию, Австрию, Россию, и везде в память о себе… Томные головки, подернутые влагой глаза всё это свидетельствует о стилистике сентиментализма. Новые тенденции в…

Русская литература и искусство в 18 веке
Народ видит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народного царя,… Народ не поверил даже смерти Пугачева — настолько велика была уверенность в… Таков «Плач холопов», который выразительными сравнениями раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение…

Русское актерское искусство XX века. Вып. II и III. СПб., 2002. 318 с
Приложения... Аннотированный указатель упомянутых актеров и их основных ролей... Театры и учебные заведения официальные названия Составитель И...

Русское искусство конца 19 – начала 20 веков
На сайте allrefs.net читайте: Русское искусство конца 19 – начала 20 веков. Введение...

Всеобщая история искусств том пятый искусство 19 века
Библиография... Библиография к пятому тому Всеобщей истории искусств естественно не...

Всеобщая история искусств в шести томах, том второй "Искусство средних веков", книга вторая
Всеобщая история искусств в шести томах том второй quot Искусство средних веков quot книга вторая... Академия художеств СССР Институт теории и истории изобразительных искусств... От редакционной коллегии Авторами глав второй книги второго тома...

Столкновение "века нынешнего" и "века минувшего" в "Горе от ума"
Проблема взаимопонимания века нынешнего и века минувшего была актуальна для времени создания Грибоедовымкомедии Горе от ума , актуальна она и в наши… Прежде всего выделяется фигура Фамусова, старого московскогодворянина,… Это убежденныйкрепостник, яростный противник просвещения. Собрать все книги бы дасжечь восклицает он. Чацкий же,…

Значение текста в художественном образе древнерусской рукописной книги конца XIV – начала XV века
Отсюда понятно особенное отношение каждого православного христианина к книге как таковой, и к книжному мастерству в частности. Поэтому постоянный… А такой подход, в свою очередь, строится на внимательном предварительном… Что касается отдельных работ, изучающих художественные особенности и динамику художественного взаимодействия текста и…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам