Битва суздальцев с новгородцами. XV век.

 

Обострение отношений Новгорода с Москвой во второй половине XV в. вызвало появление иконы «Чудо от иконы Знамения», которая более известна под названием «Битва суздальцев с новгородцами». Это - самое раннее в русском искусстве живописное произведение на историческую тему. Суздальцы тут отождествлялись с москвичами.

Тема композиции - страшное братоубийственное побоище, одно из тех грозных событий, что так долго мешали объединению Русской земли.

Композиция трехъярусная. Наверху - торжественное перенесение иконы из церкви Спаса на Ильине улице в «детинец». В среднем ярусе навстречу друг другу едут посланцы обеих сторон, между тем как суздальская рать вероломно пускает стрелы в икону. Внизу - мчится на врага новгородская конница, причем суздальцев охватывает смятение, и они поворачивают вспять. Тут проявляется одна из характерных особенностей новгородской иконописи: стремление увлечь зрителей яркой наглядностью повествования.

Псковское боярство было в своих притязаниях скромнее новгородцев, и потому жизнь Пскова отмечена не только бóльшим демократизмом, но и бóльшим спокойствием, бóльшей внутренней умиротворенностью. Однако - только внутренней. Псков ведь был западным рубежом Русской земли, передним краем ее обороны… Многострадальная Псковщина была обильно полита кровью, своей и вражеской.

Все это повлияло на быт псковитян, на общее их мироощущение, следовательно, и на их искусство. На протяжении веков, обороняясь подчас без помощи Новгорода от ливонских рыцарей и от Литвы, Псков все шире и шире опоясывался мощными укреплениями. Псковское зодчество питалось достижениями крепостного строительства. В 1330 г. были возведены каменные стены Изборска - одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси. В самом Пскове был построен большой каменный Кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Строя быстро, так как время не ждало, строя прочно, так как дело шло о защите родных очагов, псковские зодчие - мастера военно-инженерного дела - из нетесаных плит широко распространенного на псковщине известняка воздвигали неприступные стены, величавая крепость которых восхищает нас по сей день. В этом строительстве они приобрели исключительную сноровку, прославившую их на всю Русь - ведь сама Москва впоследствии обращалась к их опыту.

Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны, почти лишены декоративного убора.