Богоматерь Великая Панагия (Оранта) XIII век.

Тип композиции «Оранта»называют также «Знамением».

Строго фронтальное, поясное изображение Богородицы. Она подняла руки с повернутыми к нам ладонями, до уровня плеч.

На груди у Богородицы прочерчен круг, в который вписано поясное изображение «Спаса Эммануила» (огрудное или оплечное изображение Христа, но только в детстве или ранней юности). Когда Богородица в композиции «Оранта» представлена в полный рост, тогда она называется Панагией.

2. Рублёв. Троица. Конец XIV века.

Мало кому удалось создать произведения, несущие такую проникновенную любовь к людям, такую мудрость и добро, как это получилось у Андрея Рублева. Его творчество относится к рубежу XIV-XV вв. Он занимает в истории русского искусства и вообще русской культуры особое место. Работал над росписью Благовещенского собора в Кремле, Успенского собора во Владимире, вместе с другом – иконописцем Данилом Черным, Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Росписи Рублева пронизаны радостью, все персонажи написаны воздушно, они легки, почти невесомы. Рублев пишет иконы, ставшие вершинами мирового искусства. Среди них первое место по праву занимает великая «Троица», икона из иконостаса Троицкого собора Троице- Сергиева монастыря, написанная Андреем не только по велению души, но и по прямому заказу настоятеля монастыря Никона Радонежского.

Троица заключает в себе понятие о Боге - едином, но воплощенном одновременно в трех равнозначных лицах: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Дух Святой. Троица символизирует и другие значения: Прошлое, Настоящее и Будущее; Вера, Надежда, Любовь. Андрей Рублев пишет ветхозаветную традицию изображения Троицы, явление Аврааму трех ангелов. В чаше, вокруг которой восседают три ангела, - голова жертвенного тельца, прообраза евангельского Агнца, символ жертвенности Христа во имя любви и спасения человеческого рода. Он создает образы прекрасных юношей, чистых и возвышенных. Конечно же, огромную роль играют краски, знаменитые рублевские краски - тонкие, нежные, порой сильные и яркие. С предельной ясностью Рублёв выявил здесь главное содержание: добро, жертвенность и любовь.

3. Знаменитое изображение Спаса Вседержителя – икона, написанная величайшим русским художником Андреем Рублёвым.

Композиция Спаса Вседержителя включала поясное изображение Христа с Евангелием в левой руке и с правой рукой, десницей, поднятой в жесте благословения. Центральная икона «Звенигородского чина» - так называемый «Спас» Рублева – не похожа на суровые образы Христа в искусстве XIV века; напротив, она привлекает своей проникновенной человечностью, добротой открытого взгляда.

 

4. Рублёв. Апостол Павел. 5. А.Рублёв. Дмитрий Солунский.1406 г.

Свойство московской иконы - это лиризм эмоционального строя, сосредоточеность на внутреннем состоянии образа, а не на магической силе его мгновенного воздействия, как в новгородской живописи. Иконопись рублевской эпохи настраивает на вдумчивую созерцательность, ее мир – идеально – спокойный и гармоничный, нравственный идеал – этически совершенный человек, неторопливый, тихий, склонный к вдумчивому анализу и исполненный тихой доброты и милосердия.

 

6. Рублёв. Архангел Михаил. Около 1394 г.

Рублёвский «Спас» вместе с « Архангелом Михаилом» и « Апостолом Павлом» были обнаружены в Звенигороде. Как и в «Троице» здесь те же нежные красочные сочетания, та же чарующая музыкальность и высокая одухотворённость.

7. А.Рублёв. Евангелист Лука. Евангелие Хитрово. Конец XIV века.

 

Приблизительно 1400 годом датируется издание одной рукописи с текстом евангельских чтений - так называемого Евангелия Хитрово, обозначенного так по имени своего последнего владельца боярина Хитрово.

В написании миниатюр участвовал Рублев. Эта роскошная рукопись была изготовлена по заказу великого князя или митрополита для одного из кремлевских соборов (возможно, Архангельского). (Среди миниатюр, выполненных с исключительным живописным мастерством, заставок, инициалов выделяется миниатюра с изображением ангела-символа евангелиста Матфея, которая уже давно причислена к лучшим произведениям средневековой живописи).

8. Лев. Символ Евангелиста Марка. Евангелие Хитрово. Конец XIV века. А.Рублёв

 

Контрольные вопросы:

1. Искусство и культура Руси XIII-XIV вв.

Монголо-татарское нашествие и его последствия. Первые попытки восстановления деревянного строительства. Возрождение каменного зодчества.

2. Станковая живопись как ведущий вид искусства. Становление и развитие местных художественных школ (новгородской, ростовской, ярославской, тверской, псковской и др.)

3. Возвышение Москвы и ее художественная культура.

4. Перестройка Московского Кремля в период правления Ивана Калиты).

5. Формирование московской школы живописи.

6. Градозащитная семантика храмов.

7. Раннемосковская архитектура и ее вклад в формирование общерусского типа культовых зданий.

8. Усиление психологических характеристик и появление новых композиционно-пространственных решений в русском изобразительном искусстве. Феофан Грек - творче­ский путь мастера.

9. Творчество Андрея Рублева и художников его круга.

10. Монументальная живопись Москвы.

11. Книжные миниатюры «Евангелия Хитрово» и «Морозовского Евангелия», орнаменты книг.

12. Влияние художественной культуры Москвы на дальнейшее развитие русской культуры.

 

Литература:

 

1. Пинахина Е.А. Мир древнерусского искусства. - Воронеж: ВГПУ, 2008 (кол-во экземпляров в библиотеке - 37).

2. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. - Т.З. -М., 1955.

3. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. Т.1-2. -М., 1961.- 1962.

4. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси: светские основы каменного зодчества XII - XV веков. - М., 1966.

5. Ключевский В.О. Сочинения, в девяти томах. -М.: Мысль, 1987.

6. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII века. - М., 1983.

7. Очерки русской культуры XIII-XV вв. 4.1-2. -М., 1969-1970

8. Трофимов А. Святые жены Руси. -М., 1994

9. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993.

10. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. I век до нашей эры - XIII век нашей эры. - М., 1977.

11. Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо - Восточной Руси XII - начала XV века. - М., 1980.!

12. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. - М., 1983.

13. Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга: Сб. статей. - М., 1972.

14. Замятина Г.А. Терминология русской иконописи. - М., 1997.

Древнерусское градостроительное искусство X-XV вв. / Отв. ред. Н.Ф.Гуляницкий.- М., 1993

15. Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Руб­лева. - М., 1976.

16. История русского искусства: В 2-х т.: Учебник для художественных вузов / Под ред. М.М.Раковой и И.В.Рязанцева. - М., 1979.

17. Комеч А.И Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в. - М., 1993.

18. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. - М., 1973.

19. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. - М., 1983.

20. Лившиц Л.И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков. - М., 1987.

10. Попов Г.В. Тверская икона XIII-XVII веков.-СПб., 1993.

11. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI веков. - М., 1979.

12. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X-XIII веков. - Л., 1970.

13. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. - М., 1997.

14. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII веков / Отв. ред. В.В.Бычков. - М., 1996.

15. Майорова Н., Скоков Г. История русской живописи. Иконопись. – М.: Белый город, 2006

16. Троице – Сергиева лавра. Художественные памятники. – М.: 1968

17. Мировая архитектура.- СПБ.: ООО «Издательский Дом «Кристалл»,2005

18. Митяев А. В. Героические страницы истории Родины. – IX – XVIII вв. – М.: Просвещение, 1991