Дионисий. Фреска Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1500-1501 гг. Фрагмент.

Крупнейшим представителем московской школы живописи последней четверти XV - начала XVI вв. был Дионисий (ок. 1440-1502 или 1503).

Дионисий был любимым художником Ивана III. Иосиф Волоцкий высоко ценил его искусство, только в Волоколамском монастыре имелось 87 его икон. Дионисию помогали его сыновья Феодосий и Владимир, оба одаренные художники; он руководил иконописной артелью.

В отличие от Рублева, он не был монахом. Ему принадлежат ряд икон, часть фресок Успенского собора Московского Кремля, роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Фрески Ферапонтова монастыря - самое значительное из творчества Дионисия. Композиция отличается светлой нарядностью, высокой декоративностью, изысканной грацией, и в то же время торжественной, строго размеренной «медлительностью», что соответствовало придворному церемониалу Москвы начала XVI века. Повороты фигур едва обозначены, движение подчас замирает в одном жесте или даже намеке на жест. Но и этого достаточно, так как цельность и красота его композиции основаны на абсолютном внутреннем равновесии всех частей.

 

9. Дионисий. Митрополит Алексей исцеляет царицу Тайдулу. Клеймо иконы «Митрополит Алексей с житием».

 

Глядя на живопись Дионисия, можно не думать о содержании отдельных сцен, хоть в них светятся и задушевность и дружелюбие, и захватывающая высокая поэтичность. Здесь все легко и воздушно, здесь царят грация и мера, все дышет согласием и благородством.

Эта живопись радует и восхищает, на какой-то миг наполняя и нас своим светом.