Построен по заказу Великого московского князя Василия III. Монастырь был местом пребывания женщин из царских и великокняжеских семейств. С историей монастыря связаны имена жены Василия III – Соломонии Сабуровой, Ивана Грозного – Анны Васильчиковой, Петра I – Евдокии Лопухиной.
Во второй половине XVI века строятся храмы традиционного типа по образцу московского Успенского собора. Такими подражаниями Успенскому собору стали громадный Софийский собор в Вологде (1570 г), массивный Успенский собор Троице-Сергиева монастыря.
В XVI в. огромный размах получило крепостное строительство, в котором нашли отражение достижения в области военно-инженерной мысли. Но при этом решались и практические задачи градостроения. Крепостные сооружения этого времени представляют собой целостные архитектурные ансамбли, они играли большую роль в формировании облика городов, определяли их общую планировку.
Контрольные вопросы:
1. Объединение русских земель в единое независимое государство и завершение процесса формирования культуры русской народности. Оживление культурной жизни в русских землях XV в.
2. Превращение Кремля в государственную резиденцию и кардинальная перестройка его архитектурного ансамбля. Идейно-политические, градостроительные и архитектурные задачи кремлевских зодчих.
3. Традиционное сотрудничество русских и итальянских мастеров и его результаты. Постройки Соборной площади, их место в ансамбле.
4. Развитие общерусского типа культовой постройки.
5. Появление каменных гражданских сооружений.
6. Дионисий и его влияние на художественную культуру Москвы конца XV - начала XVI в.
7. Работы Феодосия «с братией» в кремлевском Благовещенском соборе.
8. Произведения декоративно-прикладного искусства.
Литература:
1. Пинахина Е.А. Мир древнерусского искусства. - Воронеж: ВГПУ, 2008 (кол-во экземпляров в библиотеке - 37).
2. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. - Т.З. -М., 1955.
3. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. Т.1-2. -М., 1961.- 1962.
4. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XV-XVII столетиях. - М.: Книга, 1990 (Репринт).
5. Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси: светские основы каменного зодчества XII - XV веков. - М., 1966.
6. Ключевский В.О. Сочинения, в девяти томах. - М.: Мысль, 1987.
7. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII века. - М., 1983
8. Очерки русской культуры XIII-XV вв. 4.1-2. - М., 1969-1970.
9. Очерки русской культуры XVI века. 4.1-2. -М., 1977.
10. Трофимов А. Святые жены Руси. - М., 1994.
11. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. -М., 1993.
12. Древнерусское градостроительное искусство X-XV вв. / Отв. ред. Н.Ф.Гуляницкий.- М., 1993.
13. Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо - Восточной Руси XII - начала XV века. - М., 1980.
14. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. - М., 1983.
15. Выголов В П. Архитектура Московской Руси XV века. - М., 1988.
16. История русского искусства: В 2-х т.: Учебник для художественных вузов / Под ред. М.М. Раковой и И.В.Рязанцева. - М., 1979
17. Замятина Г. А. Терминология русской икокописи. - М., 1997.
18. Земцов С.М., Глазычев В.П. Аристотель Фиораванти. - М., 1985.
19. Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. - М., 1976.
20. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. - М., 1973.
21. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. - М., 1983.
22. Попов Г.В. Тверская икона XIII-XVII веков. -СПб., 1993.
23. Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV - начала XVI века. - М., 1975.
24. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI веков. - М., 1979.
25. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII веков / Отв. ред. В.В.Бычков. - М., 1996
26. Майорова Н., Скоков Г. История русской живописи. Иконопись. – М.: Белый город, 2006
27. Троице – Сергиева лавра. Художественные памятники. – М.: 1968
28. Русское серебро XIV – начала XX века. Из фондов Гос – венных музеев Московского Кремля. – М.: «Сов. Россия»,1984