Церковь Троицы в Никитниках.

Церковь Троицы (1628-1636) в Никитниках (в Москве), воздвигнутая на средства купца Никитникова по соседству с его домом, являет нам квинтэссенцию милой затейливости архитектурных и живописных исканий XVII века. Она отличается причудливой композицией разных объёмов и богатством « узорочья».

Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого нарышкинского стиля (или «московское барокко»). Мать Петра I - Нарышкина. Ее родственники строят роскошные здания, стиль которых и вошел в историю русского искусства под названием нарышкинского барокко. Самый прекрасный его образец - храм Покрова в Филях, построенный в 1690-1693 гг. братом царицы Л.К.Нарышкиным. Другими образцами этого стиля являются трапезная Троице-Сергиева монастыря, многоярусная колокольня Ново-Девичьего монастыря, сплошь покрытый многоцветными изразцами Крутицкий теремок (зодчий О.Старцев), соборы в Рязани и Астрахани, соборы Иосифо-Волоколамского и Донского монастырейи другие памятники. Черты этого стиля проявились и в зданиях общественного характера - в богато украшенном белокаменной резьбой здании Печатного двора (1679) и в Сухаревой башне, построенной в 1692-1701 гг. зодчим М.Чоглоковым. «Московским барокко» завершается развитие древнерусской архитектуры, и начинается история архитектуры XVIII столетия.