Ушаков. Архангел Михаил. Икона. 1676 г.

Одна из лучших работ Ушакова, хранящаяся в Третьяковской галерее. Архангел Михаил – защитник правого дела, твердо шествует по крутящейся под его ногами земле, между тем как за ним в дымке вырисовываются в достаточно правильном перспективном сокращении фигуры святых.

Всей работой в Оружейной палате руководит Симон Ушаковв качестве первого жалованного «царского изографа» и главного эксперта по вопросам искусства.

Симон Федорович Ушаков(1626-1686)был крупнейшим русским художником XVII века. Совсем молодым он был назначен, в виде особого исключения, царским «жалованным» живописцем, писал фрески и иконы, сочинял рисунки для предметов церковной утвари и царского обихода, для монет и украшений на ружья, работал также как гравер, чертил карты и планы, выступал как теоретик искусства и был, по-видимому, замечательным педагогом и организатором.

Он достиг большой славы и, хотя впоследствии пострадал от недругов, свыше тридцати лет фактически возглавлял все художественное творчество русского государства, получил за свои заслуги дворянство и оставил о себе память как о неутомимом и разностороннем деятеле. Симон Ушаков сыграл определенную роль в становлении реалистического искусства. Именно благодаря ему была преодолена ювелирная дробность строгановской школы.

В то переходное время, причудливое, как сказка, узорочье чаще всего определяло само содержание русского искусства. Нарядность, декоративность, сказочно-радужные грезы - все это шло, как и раньше, из самых глубин народной души. И именно благодаря этому художественное творчество XVII века, какие бы ни проявлялись в нем новшества, так естественно вписывается в древнерусскую художественную традицию. Отсюда и чудесное единство разновременных архитектурных ансамблей, чье создание часто было завершено в XVII веке, последнем в истории древнерусского искусства.