Никифор Савин. Иоанн Предтеча в пустыне. XVII век. Строгановское письмо.

Еще на рубеже XVI и XVII столетий в нашей иконописи возникла школа, получившая наименование строгановской. Выходцы из Новгорода, «именитые люди» Строгановы уже при Иване Грозном составили себе огромное состояние на прикамских соляных промыслах, которое затем еще приумножили. Они строили крепости-городки для защиты от сибирских и ногайских кочевников, снаряжали Ермака и его казаков на покорение Сибири, владели в XVII в. землями площадью в тридцать с половиной миллионов гектаров и жили роскошно в «своей столице» - Сольвычегодске, где выстроили пятиглавый собор. Сам царь (Василий Шуйский) не раз обращался к ним в тяжелые годы с просьбой ссудить его «немалыми деньгами». Мы знаем также, что они поставили в Прикамье множество церквей, привлекая для их украшения искуснейших живописцев,
в том числе и царских иконописцев из Москвы. Собирали иконы, шитье и резьбу, так что их дома стали настоящими музеями.

Они особенно ценили иконы совсем небольшого размера, однако включающие не меньше отдельных сцен, чем многоаршинный иконостас. Иконы этого типа, напоминающие миниатюру или драгоценные эмалевые изделия, и принято называть строгановскими, даже если они не были написаны в мастерских Строгановых.

К исключениям следует отнести икону «Иоанн Предтеча в пустыне». Это один из лучших образцов нашей только тогда зародившейся пейзажной живописи. Тут уже не условные скалистые горки, графически обрамляющие фигуры, а любовное восприятие природы во всем ее многообразии.

С пробуждением интереса к человеку, к отдельной личности связано появление и развитие портретной («парсунной») живописи - первого собственно светского жанра. В первой половине XVII века парсуны писались в старой иконописной манере - на доске, темперой. Во второй половине столетия изображения стали принимать более реалистический характер, точнее передавать индивидуальные черты. Таковы портреты царя Алексея Михайловича конца 70-х - начала 80-х годов XVII века и царя Федора Алексеевича 1686 г.

Живописцы стали писать портреты по западному образцу масляной краской на холсте. Так, в конце XVII в. написаны портреты князя Б.И. Репнина, стольника Г.П. Годунова, Л.К. Нарышкина и многих других. Русская живопись, успешно развивающаяся в XVII в., оказала влияние на искусство украинского и белорусского народов, а также на искусство Молдавии и христианских стран Балканского полуострова и Закавказья.

18. Борис Годунов. Прижизненное изображение. Сохранились изображения известных исторических деятелей России XVII века. Борис Годунов, правивший русским государством на рубеже XVI – XVII веков после смерти сына Ивана IV, царя Фёдора Ивановича. Его супруга, царица Ирина, сестра Годунова передает власть своему брату. Он правит в трудные времена: в России голод, пожары, эпидемии. Борис пытается преодолеть трудности, утверждает свою власть пышностью.