Опочивальня царя Алексея Михайловича.

Распространен растительный орнамент, травяной узор является лейтмотивом всего искусства XVII века, делая нарядным любой предмет. Представляя в теремных палатах русских бояр того времени в их ферязях из узорных тканей, становится понятным насколько архитектура гармонировала с их обликом.

 

27. Деревянное зодчество Карелии. Погост Кижи: Покровская церковь (1764г.), Преображенская церковь(1714г.), колокольня(1874г.)

 

Создание художественного гения русского народа – знаменитый двадцатидвуглавый Преображенский храм в погосте Кижи, что на Онежском озере. Погостом в северных землях издавна называлось поселение при церкви, объединявшее группу окрестных деревень; погостом называлась и вся территория, округ, где располагались эти деревни. Немало чудесных деревянных церквей было сделано в XVII в. из бревен «без единого гвоздя». Но эта, воздвигнутая словно прощальная память о Древней Руси (в 1714 г.), когда Русь уже стала Россией, - целая поэма. И недаром само название Кижи стало символом красоты русской души.

Контрольные вопросы:

1. Искусство России периода утверждения госу­дарственности (XVI - начало XVII в.). Складывание общерусского стиля.

2. Шатровое зод­чество и его эволюция.

3. Федор Конь и его градостроительная деятельность.

4. Миниатюры Лицевого летописного свода XVI в.

5. Интерес к историческому повествованию и эволюция житийных икон.

6. «Годуновская» и «строгановская» школы как основные направления в изобразительном искусстве конца XVI - начала XVII в.

7. Искусство XVII века - архитек­тура, иконопись, дпи.

Литература:

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. - Т.З. -М., 1955.

2. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XV-XVII столетиях. - М.: Книга, 1990 (Репринт).

3. Пинахина Е.А. Мир древнерусского искусства. - Воронеж: ВГПУ, 2008 (кол-во экземпляров в библиотеке - 37).

4. Ключевский В.О. Сочинения, в девяти томах. - М.: Мысль, 1987.

5. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII века. - М., 1983.

6. Очерки русской культуры XVI века. 4.1-2. - М., 1977.

7. Очерки русской культуры ХVII века. 4.1-2. - М., 1979.

8. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Серия «Литературные памят­ники». - Л.; Наука, 1979.

9. Трофимов А. Святые жены Руси. - М., 1994.

10. Брайцева О.И. Строгановские постройки рубежа XVII-XVIII веков. - М., 1977.

11. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984.

12. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993.

13. Замятина Г. А. Терминология русской иконописи. - М., 1997.

14. Комеч А.И Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в. - М., 1993.

15. Искусство Строгановских мастеров. Реставрация, Исследования. Проблемы. Каталог выставки. - М., 1991.

16. История русского искусства: В 2-х т.: Учебник для художественных вузов / Под ред. М.М.Раковой и И.В.Рязанцева. - М., 1979

17. Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века. - М., 1955

18. Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV. -М., 1972

19. Попов Г.В. Тверская икона XIII-XVII веков.- СПб., 1993

20. Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV - начала XVI века. - М., 1975

21. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI веков. - М., 1979.

22. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. - М., 1997

23. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII веков / Отв. ред. В.В.Бычков. - М., 1996.

24. Майорова Н., Скоков Г. История русской живописи. Иконопись. – М.: Белый город, 2006

25. Троице – Сергиева лавра. Художественные памятники. – М.: 1968

26. Русское серебро XIV – начала XX века. Из фондов Гос – венных музеев Московского Кремля. – М.: «Сов. Россия»,1984

27.Митяев А. В. Героические страницы истории Родины. – IX – XVIII вв. – М.: Просвещение, 1991