СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

(21—18 вв. до н. э.)


Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экономи­ки страны. Около 23 в. до и. э. Египет распался иа ряд областей, возглавляемых местными пра­вителями. В 21 в. до и. э. вновь началась борьба за объединение. Фивапские правители Юга сно­ва объединили Египет, однако они не смогли окончательно подчинить себе номархов Средне­го Египта. Общественные условия изменились — возникли самостоятельные местные центры, раз­вилась городская жизнь. Падение Древнего царства, постоянная внутренняя борьба, беспрерывные заговоры поколебали казавшиеся не­зыблемыми устои, многие древние представле­ния подвергались пересмотру. Горечь разоча­рований, сомнения во всем, даже в религиозных догмах, звучат в высказываниях людей той поры. Вместе с тем стремление номархов к независимости, усиленный рост городов обуслови­ли разнообразие местных направлений. Они определяли во многом новые искания в области искусства, литературы и науки, появление ин­тереса к более конкретным знаниям. Стараясь укрепить свою мощь, фараоны подражали величественным образцам Древнего царства, однако на первых этапах у них не было средств их предшественников, их кирпичные пирамиды были невелики и подвергались быстрому разрушению.

Архитектура.Первым из памятников, озна­меновавших поиски новых архитектурных обра-


зов, была усыпальница-храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (21 в. до п. э.) на западном берегу Нила (близ столицы Среднего царства — Фив). Усыпальница Ментухотепа положила на­чало крупным храмовым ансамблям более позд­него времени. Живописно расположенная среди диких гор, усыпальница с двумя террасами и широким пандусом (постепенным пологим подъ­емом), возможно, увенчанная пирамидой, завер­шалась открытым двором с портиком, колонным залом и святилищем, частично вырубленным в скалах. Золотисто-розовый цвет камня, огром­ная протяженность окруженной стенами доро­ги, ведущей к храму из долины (1200 м), сооб­щали этому своеобразному ансамблю величест­венный размах.

Новые конструктивные решения появляются в период XIIдинастии. Особое значение приоб­рели колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы. Нововведением были и пилопы — две мощные башни с узким проходом посредине, яв­ляющиеся своеобразным рубежом па пути лю­дей, вступающих в храм. Этот прием стал кано­ническим в дальнейшей планировке египетских храмов.

Скульптура.Новые искания в египетской пла­стике проявились в повысившемся внимании к индивидуальным чертам в изображении челове­ка. Особенно остро они обнаружились во второй половине Среднего царства, когда новые прави­тели стремились утвердить власть. С XII дина­стии скульптуры фараонов начали устанавли­ваться в храмах наряду с божествами. В связи



"ревний мир


Египет


 


этим усилилась объемная моделировка черт типа правителей, большее внимание уделялось возрастным особенностям, величавая ясность ><">разов Древнего царства сменилась напряжен-:остью, словно за внешне спокойной оболочкой пробудился более сложный мир чувств. Портрет­ная голова Сенусерта III(19 в. до н. э., Нью-Иорк, Метрополитен-музей) с глубоко запавши­ми глазами, резкими дугами бровей и обострив­шимися скулами, выделенными блеском гладко ^полированного темного обсидиана, свидетель­ствует об усложнении человеческого образа. Подчеркнуты резкие контрасты света и тени, лубокие складки по сторонам рта. Интерес к передаче характера человека, его возраста ощу­щается в портретах сына Сенусерта IIIАменем-хета III(19 в. до н. э., Москва, ГМИИ; Каир, Египетский музей).

Постепенно произошли изменения и в, каза­лось бы, незыблемых схемах построения релье­фов. Их темы становились разнообразнее, охват ;кизни — шире. В рельефах гробницы номарха Среднего царства Сенби в Меире (20 в. до и. э.), изображающих сцены охоты, звери показаны свободнее и живее, чем прежде. Их фигуры не располагаются строго по фризам, но свободно размещены в пейзаже, среди холмов пустыни, где они скрываются от охотников. На рельефах в Меире изображены различные сцены трудо­вой жизни: сбор папируса, ремесленники за работой и т. д. Таким образом, новые сюжеты, проникая в искусство, наполняли его все боль­шей конкретностью.

Росписи.В живописи, украшавшей стены гробниц и храмов, также обнаруживались по­пытки преодолеть старые композиционные схемы. Сравнительно с Древним царством рос­писи приобрели большую самостоятельность. Строгие, полные величавого покоя фризообраз-ные композиции сменились более свободно сгруппированными сценами, краски стали неж­нее и прозрачнее. Росписи исполнялись темпе­рой по сухому грунту. Золотистый цвет тел соче­тался в них с зеленью трав, белизной одежд,


синевой цветов. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользовались смешанными кра­сками, наложенными то густо, то еле уловимо; контуры обозначались то резко, то нежно, отче­го по-прежнему плоские силуэты становились легче и живописнее.

В гробнице Хнумхотепа IIв Бени-Хасане (20 в. до н. э.) были созданы одни из самых за­мечательных росписей в искусстве Среднего Египта, изображающие сцены охоты па берегах Нила.

Каждая из расположенных поясами вдоль стен росписей обладает поразительной компо­зиционной завершенностью. На ветвях деревьев с тончайшим кружевом прозрачной листвы изо­бражено множество круглоглазых ярких птиц в нарядном оперении. Дикая кошка (ил. 9) с мяг­кими вкрадчивыми движениями притаилась на упруго согнувшемся стебле папируса среди нежных голубых цветов. В этих росписях пора­жает мастерство исполнения, топкий декоратив­ный строй. Художник воспроизвел оттенки глад­кой шерсти кошки и ее гибкий контур, который он очертил такой же плотной линией, как и мощные стебли цветков, окружающих ее, слов­но густой лес. Мастера воплотили в этих рос­писях свое понимание красоты окружающего их мира, широкий интерес к жизни.

Мелкая пластика и керамика.То же стрем­ление изображать не отдельные предметы, а дей­ствие, показывать в движении целые группы, проявилось и в мелкой пластике Среднего цар­ства, обнаруженной в захоронениях. Раскрашен­ные по грунту деревянные статуэтки повество­вательны, как и живопись. Нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочни­ки, выпекающие хлеб, крестьяне за вспашкой земли, чиновники, считающие скот,— таковы сюжеты этих достигающих подчас подлинного изящества статуэток. Совершенны по формам яркие фаянсовые сосуды бирюзовых и синих, тонов и фаянсовые фигурки животных, в из­готовлении которых применялась подглазур-ная роспись.