Вторая половина Нового царства

(14—11 вв. до н. э.)

После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Само имя царя-отступника стало запретным, а столица его была опустошена и за­брошена. Преемник Эхнатона Тутанхамон, муж его дочери, под влиянием жречества вернулся в Фивы. Роскошь, его погребения, изобилие всех видов декоративного искусства, связанных с заупокойным культом, были вызваны стремлением показать истинность старых религиозных устоев. Однако замечательные произведения мастеров Ахетатона не утратили силы воздействия и иа искусство последующих столетий. Инкрустированный саркофаг Тутанхамона из литого
золота с перегородчатой эмалью, воспроизводящий прекрасный лик юного царя, поражает не только тонкостью, мастерством обработки материала, совершенством пластики, но и близостью художественным традициям амарнского искусства. Благородны сочетания черного дерева с золотом в статуэтке, изображающей Тутанхамона на леопарде.

Во второй половине 14—11 вв. до и. э. дальней­шие завоевательные войны и захват нубийских территорий способствовали новому притоку бо­гатства в Египет. Вторая половина Нового цар-


ства ознаменовалась широким строительством, которое велось не только в Египте, по и в поко­ренной Нубии. Помимо гипостильного зала в Карнаке, самого большого зала древнего мира со 134 колоннами в виде связок стеблей папи­руса, украшенными сплошными рельефными изображениями, был создан целый ряд заупо­койных храмов, в том числе и небывалые по раз­мерам, вырубленные в скалах храмы. Таков Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (пер­вая половина 13в. дон. э., Нубия, ил. 14), цели­ком вырубленный в скалах и составляющий еди­ный ансамбль вместе с Малым храмом. Фасад его представлял собой гигантский пилон, перед которым возвышались четыре двадцатиметровые статуи сидящих фараонов, наделенные портрет­ными чертами Рамсеса II, также высеченные из каменного массива и видные с далекого рас­стояния. Они утверждали не только власть фа­раона, но и величие открывающихся взору ог­ромных просторов египетской природы.

Стены храмов и царских погребений по-преж­нему покрывались рельефами и росписями, изо­бражающими победоносные походы, охоту и пейзажи. Эти рельефы, росписи (Битва при Ка­дете. Рельеф из Большого храма Рамсеса II в Абу-Симбеле. Первая половина 13 в. до н. э.) полны бытовых эпизодов, наблюдений над при­родой, подчас повышенной экспрессии, динами­ки. Рельеф из Мемфиса «Плакальщики» (14 в. до и. э., Москва, ГМИИ, ил. 13) пронизан бес­покойным ритмом, выраженным в гибких дви­жениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху.