ТРОЯ. КРИТ


Одним из древнейших центров эгсйской куль­туры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки кре­постных стен, бастионов, зданий, некогда обра­зовывавших единый архитектурный комплекс; в замурованном в крепостной стене так назы­ваемом кладе Приама — многочисленные золо­тые и серебряные изделия декоративно-при­кладного и ювелирного искусства.

В 3-2 тысячелетиях до н. э. значительным культурным центром стал Крит — богатая дер­жава легендарного царя Миноса. Именно здесь в начале 2 тыс. до н. э. на развалинах об­щинно-родового строя сложилось первое на тер­ритории Европы рабовладельческое раннеклас­совое общество, сформировались цветущие горо­да: Кпосс, Фест и др. Критская держава в этот период достигла могущества на море. Располо­жение острова в центре восточной части Среди­земного моря создавало исключительно благо­приятные условия для расцвета торговли и мо­реходства. И здесь, по-видимому, религия игра­ла важную роль, но она была ближе к природе и не сковывала мировоззрения критян в той мере, как это было в странах Древнего Востока.

Архитектура.В критской архитектуре пре­обладали обширные дворцовые комплексы. Сре­ди них выделялся своими масштабами (пло­щадь примерно 16 тыс. кв. м) и свободной усложненной планировкой Кносский дворец. Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите, поэтому дворец стали называть Лабирин­том. (Впоследствии лабиринт — нарицательное название постро-ек с запутанной планировкой.)

Кносский дворец создавался в течение не­скольких столетий (главное строительство отно­сится к 16 в. до н. э.), и хотя после ряда катаст­роф сохранились в основном фундамент и клад­ка первого этажа, он производит грандиозное впечатление. В центре его находился обширный прямоугольный двор, имевший, очевидно, обря­довое назначение. Ко двору со всех сторон при­мыкали помещения с верандами, галереямп, бассейнами, колоннадами, лестницами и панду­сами. Многие из них были расположены на раз­ных уровнях: неравномерное освещение с по­мощью световых колодцев (ил. 19), декоратив­ные стенные росписи сообщали им живописный характер. В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колон­ны, получившие название иррациональных. Ствол колонн утолщался кверху, где он завер-


шался капителью в виде круглого валика и ле­жащей на нем квадратной плиты. Покрытые зигзагообразными узорами, колонны усиливали впечатление живописного и динамичного реше­ния пространства.

строительство в 16 в. до н. о. План нижнего этажа

Живопись.Исполненные по сырой штукатур­ке росписи в виде фризов или панелей заполня­ли степы Кносского дворца. Здесь изобража­лась жизнь его обитателе и. воссоздавался мир религиозных и мифологических образов: тор­жественные процессии, ритуальные танцы по­луобнаженных стройных женщин и юношей, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотя­щиеся па фазанов, рыбы, плавающие среди во­дорослей. В помещении царицы встречаются изображения нарядных в открытых узорчатых платьях женщин с пышными прическами, укра­шенных жемчугом, принимающих участие в празднествах, оживленно беседующие,— «Дамы в голубом» (ок. 1500 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музеи). Живым л задор­ным дан образ темноволосой девушки в про­филь (так называемая «Парижанка»). Свобод­но нереданы стремительные естественные дви­жения во фресках с акробатами, прыгающими через быка (ок. 1500 г. до н. э. Гераклися, Крит, Археологический музей).



■•.'внин мир


Эгейское искусство


 


1! росписях преобладали яркие, мажорные — •лтая, синяя, нелепая, красная, краски. Деко-атпвиость соединялась в них со свежестью ■сирцятия мира. Однако общий характер крат­кой живописи не выходил за рамки древнево-точной торжественности и зрелищпости, сохра-яя свойственную Древнему Востоку нлоскост-"сть и декоративность.

Скульптураи прикладное искусство.Мелкая
ластика Крита, так же как и живопись, носит
мысканно декоративный, динамический ха­
рактер. Это фигурки животных, коз с козлята­
ми, особенно выразительные изображения быка,
!((читавшегося на Крите, статуэтки изящных
кенщин из цветного фаянса и слоновой кости
о змеями в руках, вероятно, олицетворяющие
'огиню растительности, покровительницу всего
кивого. ,

Топким художественным вкусом отличаются керамические вазы разнообразных форм и рас­цветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской гео-


метрические и растительные орнаменты в виде спиралей, загзагов, розеток, лепестков — вазы из пещеры Камарес (ок. 1800 г. до н. э., Герак-лион, Крит, Археологический музей). Более поздние по времени сосуды округлой формы украшены растительными мотивами изыскан­ных расцветок. Таковы вазы с лиловой поверх­ностью и белыми лилиями по ней, ваза с тюль­паном из Филакопи (©к. 1500 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей).. В рос­писях ваз часто встречаются мотивы морской фауны: рыбы, звезды, раковины. К лучшим об­разцам относится ваза с осьминогом из Пале-кастро (ок. 1500 г. до и. э., Гераклион, Крит, Археологический музей, ил. 20). Волнистые ко­леблющиеся линии подчеркивают текучесть ее формы, очертания изображенного на ней осьми­нога приведены в полное соответствие с плав­ными закругленными контурами вазы.

Совершенства достигли мастера обработки металлов. Полны движения и страсти сцепы борьбы с быками, вычеканенные на золотых куб­ках из Вафио (ок. 1500 г. до и. э., Афины, На­циональный археологический музей).