Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета 17—14 вв. до п. э.) были найдены на территории материковой Греции в Микенах и Тиринфе — древнейших крепостях Европы. Как и в других городах Пелопоннеса и -Малой Азии, культура Тиринфа и Микен сложилась в пору разрушения родового строя и образования ряда мелких государств во главе с баеилевсами.
Архитектураи скульптура.Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего. Наиболее ярко самобытность ее проявилась в монументальной архитектуре. В возводившихся на крутых скалистых холмах дворцах и поселениях (которые впоследствии получили название «акрополь», что значит «верхний город») все было подчинено задачам обороны от врагов. Из огромных грубо отесанных камней складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота — до 18—20 м. Древним грекам казалось, что только легендарные одноглазые великаны-циклопы могли быть их строителями. Ученые назвали эти стены «циклопическими». Акрополь в Тиринфе дает полное представле-
ние о планировке такого дворца. В отличие от Критского дворца-лабиринта, в Тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симметрии, чем достигнута большая цельность композиции. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами. Центр акрополя — дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посередине — так называемый мегарон. Он служил для торжественных собраний мужского населения дворца. К мега-рону ведут сени и-портик с двумя колоннами, связывающие его с двором. Мегарон впоследствии явился основой для формирования традиционного типа греческого храма. В частности, так называемый «храм в антах» с двухколонным портиком непосредственно восходит к ме-гароиу.
Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот. Центральные ворота обширной многоярусной крепости Микен «Львиные ворота» (14—13 вв. до н. э., ил. 18) представляют величественное сооружение, символизирующее могущество микенских царей. Они сложены из колоссальных, вертикально поставленных плит, перекрытых монолитом. Над пролетом ворот — треугольная известняковая
Древний мир
Греция
плита, украшенная единственным в эгейском искусстве монументальным рельефом: две львицы стоят но сторонам колонны, расширяющейся кверху. Изображенные в одинаковых поворотах в профиль, они грозно смотрят вниз, образуя декоративную, симметричную, так называемую геральдическую композицию.
Живопись и прикладное искусство. Стены Ти-рпифского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами. Богатство интерьера служило контрастом суровому внешнему облику дворца. Здесь часто встречаются батальные сцены и сцены охоты, по в них исчезают свобода и непринужденность движений. Композиция приобретает замкнутый и статичный характер, колорит становится более пестрым — такова фреска из Тиринфа — «Выезд охотниц» (14 в. до н. э., Афины, Национальный археологический музей).
Гомер назвал Микены златообильными. Действительно, в микенских гробницах было найдено большое количество различных предметов из золота и серебра удивительной по тонкости работы: кубки, вазы, чаши, золотые маски, бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости, кинжалы со сложнейшими инкрустациями. Их формы и характер близки к критским, но в них можно видеть и восточное влияние.
В период Троянской войны (нач. 13 в. до п. э.) ранние рабовладельческие государства зтейско-го мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре. Открытие эгейской культуры археологами Г. Шлиманом и А. Эвансом было одним из важнейших завоеваний археологии последней трети 19 — 20 вв. Наследие Эгейского мира сыграло немалую роль в создании художественных ценностей Греции и Рима.
ГРЕЦИЯ
Древнегреческое искусство заняло в истории культуры человечества особо важное место. Это в значительной мере объясняется своеобразием исторического развития Древней Греции, где, несмотря па существование рабства, долгое время большую роль играл свободный труд ремесленников и земледельцев. Лишь к концу 5 в. до н. э. рабовладение стало оказывать разрушительное действие на труд свободного производителя. В рамках рабовладельческого общества в Древней Греции сложились первые в истории принципы демократии, которые дали возможность сформироваться передовым идеям, утверждавшим красоту и величие человека. Несмотря на то что благами демократии пользовались лишь свободные граждане полиса — рабы полностью исключались из сферы общественной жизни, являясь лишь одной из форм собственности,— эта ограниченная демократия все же была важным шагом по пути прогресса в истории общества.
Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря и узкую прибрежную полосу малоазийского побережья. Перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу, они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока, греческие города-государства были очень малы. Полис, то
есть город и прилегающая сельская округа, часто насчитывал лишь несколько тысяч семей. И все же не могущественные державы Древнего Востока с их тысячелетней культурой, а сравнительно бедные и небольшие герческие полисы совершили великий перелом в судьбах культуры и искусства.
Произведения греческого искусства поражали последующие поколения реализмом и гармоническим совершенством, утверждением высокого нравственного начала, красоты, силы, достоинства человека. Не случайно Софокл, великий творец трагедий, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».
В пору наивысшего расцвета греческой рабовладельческой демократии в 5 в. до н. э. сознание свободного грека было проникнуто чувством гражданской ответственности, в органическом единстве соединялись в нем личные и общественные интересы. Наиболее значительные постройки, а также произведения монументальной скульптуры и живописи принадлежали всей общине, а позже городу-государству. Вплоть до 4 в. до и. э. в частном пользовании отдельных граждан находились лишь небольшие статуэтки и произведения прикладного искусства ,(вазы и т. п.).
Греки придавали большое значение доблести человека, проявляющейся в его облике и по-
Древний мир
Греция
ступках. Человек-гражданин полиса мыслился как всесторонне развитая личность: он участвовал в решении государственных дел, закалялся физически в гимнастических играх, в случае необходимости он становился воином. Полис стремился также обеспечить его всестороннее эстетическое развитие. В связи с этим возникло понятие о гармоничной человеческой личности, об идеале. Особое внимание уделяли греки воспитанию мужественного человека-гражданина, его духовных и физических качеств. Физическая и волевая закалка имела огромное значение в подготовке полноценного участника народного ополчения — защитника отечества. Вместе с тем спорт, постоянная тренировка воспринимались как непременное условие воспитания гармонически развитого прекрасного человека. Общегреческие спортивные состязания в Олимпии (на Пелопоннесском полуострове), которые проводились раз в четыре года, были своего рода смотром физической и духовной доблести. По Олимпиадам с 3 в. до н. э. велся счет времени, победителям сограждане воздвигали статуи. Созерцание на состязаниях прекрасных обнаженных форм и вместе с тем представление о неразрывной связи физической силы и красоты с морально-эстетическим идеалом способствовали расцвету искусства, в частности скульптуры.
Большую роль в развитии эстетического чувства играли общественные культовые празднества, а затем театральные представления, состязания певцов, торжественные процессии в честь бога — покровителя полиса. Например, традиционное шествие афинян в праздник Великих Панафипей, посвященное богине Афине, являлось, по существу, демонстрацией могущества и красоты греческого народа.
Искусство Древней Греции было связано с религиозным культом и с мифологией. Но греческая религия не зпала ни касты жрецов, ни вероисповедной догматики, которая накладывала свою печать на искусство Египта и Двуречья.
Греки чтили память своих предков-героев, наделяя их всеми чертами возвышенной человечности, почитали определенные места в природе (места подвигов, знаменательных событий в жизни). Культ мест и героев имел государственное значение. Он утверждал высокое представление о человеке, о жизни родной общины, родного полиса. Каждая община в Греции имела своего бога-покровителя, олицетворяющего органическое единство ее членов. Религиозные верования греков имели общие истоки с мифологией, сложившейся еще в конце доклассового обще-ства"> Они воплощали в наивно-фантастических и художественно наглядных образах всю сумму
представлений греков о действительности. В чрезвычайно разнообразных мифах древних греков содержались зачатки науки, философии, а не только религии. К. Маркс подчеркивал, что «греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву» '.
Характерная черта древнегреческой мифологии — очеловечивание ее образов. В образах Аполлона (бога солнца и покровителя искусства), Афины (богини мудрости, покровительницы ремесел и земледелия) и других богов и героев греки воплощали свое представление о совершенном человеке, о господстве разума, закона, гармонии, порядка как качеств общественных, побеждающих в героической борьбе неразумное, стихийное начало. Греческие храмы постоянно украшались изображениями, утверждающими красоту и величие человеческого коллектива, например победоносной борьбы людей — греков, руководимых Аполлоном, с безобразными кентаврами (согласно мифам, кентавры — полулюди, полукони), которые воплощали темные стихийные силы природы.
Поэтическая сила и гуманистическая основа мифологических образов способствовали утверждению героики и образа идеальной гармоничной личности в греческом искусстве. ,
Философские взгляды, отчасти политические воззрения и прежде всего литература и искусство Древней Греции, непосредственно или через эллинистическую и римскую культуру оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества: «...без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом,— писал Ф. Энгельс в работе «Антн-Дюрипг»,— не было бы и современной Европы» 2.
История Древней Греции и соответственно-история греческого искусства прошли следующие периоды развития:
1. Гомеровская Греция (11—8 вв. до ы. э.).
2. Архаика, период образования рабовладельческих городов-государств (7—6 вв. до н. э.).
3. Классика, период расцвета греческих городов-государств (5 и 4 вв. до н. э.). В этом периоде принято выделять раннюю классику (490—450-е гг. до н. э.); высокую классику (450—410-е гг. до н. э.); позднюю классику (конец 5—4 вв. до н. э.).
С конца 4 в. до н. э.— так называемый эллинистический период, продолжавшийся до 1 в. до н. э.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 12. с. 730.
2 Т а м же, т. 20, с. 185.
Древний мир
Греция
ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ
(11—8 вв. до н.э.)
Древнейший период развития греческого искусства носит название гомеровского, по имени Гомера, легендарного автора эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», описавшего это время.
Греческое общество гомеровского периода сохраняло еще родовой строй, хотя постепенный переход к железным орудиям создал условия для развития имущественного неравенства и рабства, носившего патриархальный характер.
Именно в эту пору сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа, его духовные стремления, героические подвиги.
Архитектура и изобразительное искусство не достигли тогда высоты художественного- совершенства эпической поэзии. Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура, сохранившаяся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Однако в целом утонченный динамичный образный строй искусства эгейского мира был чужд сознанию древних греков.
Из литературных источников известно о существовании примитивной греческой скульптуры культового назначения, так называемых ксоа-нов — грубо обработанных идолов из дерева или камня. В большом количестве найдены статуэтки из глины, бронзы или кости, мало расчлененные, но разнообразные по острохарактерным лаконичным формам, красочные, исполнен-
ные наивной радости: «Пахарь» (терракота из
Беотии, 8 в. до и. э., Париж, Лувр), «Герой и
кентавр» (бронза из Олимпии, сер. 8 в. до п. э.,
Нью-Йорк, Метрополитен-музей). «
С развитием ремесел расцветают прикладные исггусства, в частности керамика и вместе с ней вазопись. В последней ясное представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим орнаментом. Их разнообразные формы отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчеркнутого росписью. Обычно расположенный поясами орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность. Таковы имевшие культовое назначение большие по размерам диннлопские вазы (найдены близ Дшшлонскпх ворот в Афинах); кроме геометрического орнамента, в их декори-ровке встречаются растительные орнаменты, а такж.е сюжетные схематизированные композиции. Важное место занимает мотив плетенки-меандра, который сохраняется на протяжении всего развития греческого искусства. Конструктивность декоративного решения, высокое чувство ритма, единство в расположении орнамента и многофигурных сцен определяют художественное совершенство ваз геометрического стиля.