ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ


Среди произведений монументальной скульп­туры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных па­мятников эпохи — «Ника Самофракийская» (ок. 190 г. до н. э., Париж, Лувр, ил. 43). Статуя была воздвигнута на острове Самофракия в честь морской победы над флотом сирийского царя. Несмотря на сильные повреждения, эта величавая статуя богини Победы и теперь пора­жает огромной жизненной силой. Весь ее облик, стройная мощная фигура, уверенно устремлен­ная навстречу порывистому ветру, могучим вол­нам, каждая складка трепещущей одежды пол­ны ликующего чувства победы.

Мраморный нос корабля, на который как бы слетела Ника, служил ей постаментом. В древ­ности статуя стояла на вершине скалы. О ее подножие с шумом разбивались волны, морской ветер звенел и, казалось, развевал складки пла­ща богини. За влажными одеждами ощущалось ее сильное прекрасное тело, и словно торже­ствующие могучие и гордые мраморные крылья вырисовывались на фоне лазурного неба. Не­разрывно связанная с окружающим пейзажем, статуя требовала обхода ее со всех сторон. Каж­дая из точек зрения давала новый аспект рас­крытия монументального, глубоко патетического жизнеутверждающего образа.


Наиболее близкая к традициям искусства вы­сокой классики статуя Венеры Мелосской (ок. 120 г. до н. э., Париж, Лувр) приписывает­ся Александру (или Ахесандру, ил. 47). Огром­на сила эстетического воздействия этого идеально прекрасного образа, в котором вы­ражено представление о свободной гармоничной личности.

Возвышенная красота Венеры Мелосской, поразительное мастеротво обработки мрамора связывают ее с самыми прогрессивными тради­циями классики. Но богатство пластического решения, контраст обнаженного тела и драпи­ровок ее одежды, усиливающих впечатление мо­нументальности, и, главное, сама постановка фигуры в винтообразном движении с легким на­клоном торса порождены новым временем.

Важный шаг по сравнению с классикой де­лает искусство эллинизма в области портрета. Сохраняя свойственные классическому периоду принципы типизации, художники значительно сильнее индивидуализируют черты внешнего об­лика и душевного состояния модели. Образ не­известного философа, так называемый Сенека (3—2 вв. до н. э., Неаполь, Национальный му­зей) дан в момент остроэмоционального напря­жения, раскрывающего трагический надлом, ко­торый характеризует не только героя, но и кри­зисный дух эпохи.