АЛЕКСАНДРИЯ


Прочнее других эллинистических держав был Египет, столица которого Александрия стала крупнейшим центром эллинистического мира. Этот широко раскинувшийся город славился бе­ломраморными храмами, высокими зданиями в несколько этажей, замечательной библиотекой. Здесь находился грандиозный Фаросский маяк, который называли среди семи чудес света. Его огонь мореплаватели видели на расстоянии бо­лее ста миль. Прославленные парки Александ­рии были украшены декоративной скульптурой.


Традиции классического искусства нашли про­должение в статуе Афродиты Киренской (конец 4—3 вв. до н. э., Рим, Национальный музей). Композиционно занимательна и де­коративна аллегорическая статуя реки Нила (Рим, Ватикан), несколько вялая и дробная по формам.

Александрийские мастера работали в жанре портрета. Они достигли совершенства в обработ­ке камня, в мелкой пластике, в рельефе. К числу самых известных относится «Резной камень с



Древний мир


Эллинизм


 


портретами Птолемея Филадельфа и Арсинои» (т. н. «Камея Гонзага», 3 в. до н. э., Ленинград, Эрмитаж, ил. 45). Скульпторы обращались к бы­товому жанру, к образам людей разных возра­стов— «Мальчик с гусем» (скульптор Боэф Халкедонский, Рим, Капитолийские музеи),


разных народностей — «Мальчик-нубиец» (Па­риж, Национальная библиотека). Появились изображения, посвященные трудовой деятель­ности («Старый рыбак», 2—1 вв. до и. э. Рим, Ватикан). В них резко подчеркивалось все ха­рактерное и индивидуальное.