(5—7 вв.)
Первый подъем византийского искусства приходится на 6 в. Оно достигло блестящего расцвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы византийской государственности и делались попытки' возродить былую мощь империи. Подавление массовых народных восстаний, борьба с пережитками язычества и упорядоченность аппарата управления укрепили военную власть, а победоносные войны с персами, вандалами и готами утвердили мировое могущество Византии, расширили ее границы.
Главным художественным центром стал Константинополь с его смешанным греческим, восточным и варварским населением, с его контрастом богатства и нищеты, шумом богословских споров, массовыми восстаниями. Здесь находился усвоивший многие черты восточной деспотии императорский двор, пребывали патриарх и высшее духовенство, сосредоточились земельная аристократия и высшее чиновничество. В столицу стягивались научные и художественные силы империи, привозились произведения искусства разных народов, здесь вырабатывались новые формы искусства. Огромные богатства, восточная торжественность и зрелшц-ность культовых и придворных церемониалов поражали воображение людей того времени.
Архитектура. Император Юстиниан был одержим утопической мечтой о сохранении рабовладельческой империи, в которой высокая античная культура органично сочеталась бы с христианскими идеалами. По всей империи с целью защиты государства от вторжения варваров возводились грандиозные оборонительные сооружения. Особого размаха достигло строительство в Константинополе, прозванном современниками «вторым Римом». Еще в начале 5 в. город с его обширными площадями, украшенными триумфальными арками, увенчанными статуями императоров, термами, акведуками, ипподрома-
ми, дворцами с обширными купольными залами, был укреплен мощными стенами с бойницами, многочисленными башнями и бастионами, величественными Золотыми воротами.
Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, отличавшихся разнообразием типов. Среди них особенно характерны для Византии продольно-базиликаль-ные и центрально-купольные храмы, созданные на основе традиции античных общественных зданий. В них главную роль начинало играть внутреннее пространство, которое решалось в соответствии с особенностями христианского культа, требовавшего присутствия всей общины в храме. Трехнефная базилика Сант-Аполлинаре Иуово в Равенне (пач. 6 в., ил. 69) на север! Италии дает представление о типе продольного ранневизантийского храма, в котором нет еще резкого разделения мирян — жителей города I: церковного клира. Вход в базилику был расположен на западной стороне; преобладающее значение получила центральная ось, направлявшая молящихся к апсиде, наиболее священной части храма, всегда обращенной на восток. Свет в базилику проникал через окна высокоп и широкого центрального нефа. Ярко освещенный центральный неф с его стройными пропорциями как бы вовлекал зрителя в глубину, где за высокой аркой, в апсиде, свершался культовый обряд. Ряды колонн и арок между ними. членящих пространство базилики па нефы оконные проемы, линии пола п стен, ритмична вторят этому плавному движению. Представленные в стенных мозаиках торжественные процес сии святых дев и мучеников, точно охваченньы единым духовным порывом, как бы раскрываю смысл движения.
Наиболее совершенный тип центричиого храма — церковь Сан-Витале в Равенне (532 — 548) Восьмигранная в основании, она покрыта куполом (диаметр 15 м), покоящимся на восьм! столбах, и окружена обходной галереей, принн-
I редние века