(вторая половина 13 — нач. 15 в.)
В 12—14 вв., в период правления династии Палеологов, византийское искусство переживает последний расцвет. Осаждаемая со всех сторон врагами, раздираемая внутренними противоречиями, Византия собирает последние силы. Патриотический подъем после победы над крестоносцами и антифеодальное движение способствовали появлению новых тенденций в искусстве. Церковные догмы подвергались рационалистической критике, возродился интерес к точным наукам, к угасающей античной традиции, в которой писатели и художнигги видели основу национальной культуры.
Живопись.Наиболее ярко жизненное направление позднего византийского искусства проявилось в живописи, в мозаиках и фресках монастыря Хора (Кахрие-Джамп) в Константинополе (1312—1320). Повествовательный стиль циклов, посвященных Христу и Богоматери, продолжил традицию столичной школы живописи, но богословская догматика уступила место драматическому переживанию евангельской легенды, линейный стиль — живописному, колористически более усиленному, богатому, с переливами красок. Фигуры легкие и изящные изображены во взаимодействии, в порывистых движениях. Они расположены в нескольких планах и связаны со средой и обстановкой. Лиризмом проникнуты сцены из жизни Марии: трогательной нежностью в изображении сцен детства и юности, напряженным трагизмом в сценах страданий. Выразительные лица, точные жесты и позы раскрывают чувства героев. В композиции «Упреки Иосифа» в поникшем силуэте Марии, ниспадающем ритме складок и плавных двиялениях переданы ее печаль п смущение, в
резких движениях Иосифа — гнев. Введены жизненные детали, динамичный архитектурный пейзаж, рождающий впечатление некоторой воздушности фона. < Тончайшим ритмом линий причудливая архитектура, горки и деревья объединены с фигурами людей. Декоративно заполняя люнеты и плоскости простенков, отдельные сцепы связаны с реальной архитектурой, вместе с тем каждая сцена приобретает и самостоятельный смысл («Путь в Вифлеем», ил. 73). В живописной манере проявляется подражание письму иконы. Переходные тона усиливают насыщенность пежпо-розовых, пурпурных, фиолетовых, светло-зеленых , красок, определяющих очарование этого ансамбля.
Поиски выразительности, наметившиеся в искусстве иалеологовского времени, не получили дальнейшего развития. Византия осталась верна религиозным идеалам. При всем блеске хрупкое искусство Палеологов олицетворяло закат большой культуры. С наступлением феодальной реакции в живописи реставрируется строгий плоскостной стиль. Привязанность византийцев к традиционным канонам сковывала творческое воображение. В 15 в. искусство утратило монументальный размах и значительность. Завоевание Турцией Византии в 1453 г. изменило дальнейшую судьбу ее дряхлеющего искусства.
В истории мировой культуры многовековое искусство Византии сыграло большую роль. Здесь были созданы новые типы монументальных общественных культовых зданий с декоративными эмоционально-повествовательными живописными циклами, с углубленными характеристиками образов, получившими распространение в средневековом искусстве Европы, юж-
редние века
Западная и Центральная Европа
ых славян, Древней Руси, Закавказья. По-но-ому решались проблемы синтеза пространст--еиных искусств, созданы своеобразные художественные формы. Историческая миссия Ви-аитии заключалась в том, что она развила и пе-едала последующим векам античную традицию ! завоевания культуры эллинизированного Пе-
реднего Востока, обогатив их новыми открытиями. Многие византийские мастера работали за пределами империи. К византийскому искусству обращались итальянские, русские, болгарские, сербские, грузинские, армянские мастера. Их искусство позже послужило основой в создании национальных художественных школ.
ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА
Особенности средневекового искусства За-адной и Центральной Европы определялись воеобразием процесса формирования феодаль-ого- общества на территории бывшей Западной 'имской империи. Он протекал иным путем, ем на Востоке. Гибель рабовладельческого гроя была ускорена нашествием в конце 4 в. арварских племен (вестготов, гуннов и др.), рреживавших феодализацию свободной седьмой общины. Попытки создания «варварских оролевств» в 5 —10 вв. (государство франков, мперия Каролингов, Оттоновская империя) не ривели к образованию централизованных госу-арств, как в Византии. Западная империя рас-алась на экономически и политически самосто-тельные феоды. Культура и искусство пришли упадок, но лишь на непродолжительное время. Утверждение феодальной формации в запад-ювропейском обществе в начале 2 тыс. вызва-> подъем художественной культуры. Перспек-гвность средневековой культуры Западной Ев->пы определялась тем, что варвары «омолоди-[» Европу. Это обновление свершили «пе их :ецифические национальные особенности, а юсто их варварство, их родовой строй» '. :ги сумели сохранить и перенести в фео-1Льное государство осколок родового строя в >рме сельских общин. Даже в условиях жес-чайшего крепостничества они утвердили более чгкую по сравнению с рабовладельческой фор-." зависимости, укрепили локальную сплочен-сть и способность к сопротивлению феодаль-му гнету, что привело к постепенному осво-ждению крепостных крестьян как класса. Потение чувства социальной общности сопро-кдалось в средние века ростом чувства твисимости, сознания права сильного, кото-е завоевывались личным мужеством и отва-I. Раздробленность феодального общества, са-стоятельность рыцарей, их беспримерная от-
* и г е л ь с Ф. Происхождение семьи, частной собст-:иости и государства.—Маркс К., Э н г е л ь с Ф. !., 2-е изд., т. 21, с. 154.
вага пробуждали дух независимости, который в дальнейшем в новых условиях общественной жизни стал основой развития индивидуализма. Разграничение и противоборство светской и духовной власти, рост вольных городов и освободительной борьбы народа создавали условия для развития светской культуры и усиления роли личности, ее самосознания.
В эпоху переселения народов и образования варварских государств (франков, вестготов, остготов, кельтов и др.) в Западной и Центральной Европе совершался сложный процесс взаимопроникновения культур античной и варварских народов, находившихся в стадии разложения первобытнообщинного строя. В отличие от античной основы византийского искусства в искусстве Западной и Центральной Европы с 5 в. на первый план выступили наделенные первозданной силой «варварские» элементы: образы фольклорной традиции племен, -разрушивших дряхлеющий Рим. Исполненные экспрессии и острой наивной выразительности, орнаментальные мотивы «звериного стиля», птиц, зверей, различных чудовищ, демонов как.бы воплощали силы неутомимой жизненной борьбы. Часто эти изображения сплетались в орнаменты сложной композиции и своевольного ритма. В них находили отражение древние языческие представления, страх перед стихией природы и действием тайных сил колдовства и христианские учения о греховности мира, враждебности его человеку.
Плодотворное воздействие на формирование искусства Западной Европы оказало искусство христианского Египта, народов Передней Азии. Однако интерес к античности не иссяк. Вместе с унаследованным от поздней античности христианством, западноевропейское средневековье восприняло и многие художественные формы, и иконографию, в которой утверждался образ страдающего, но возвеличенного человека — Христа. Непосредственным источником культуры на Западе служила культура позднего Рима — в научной сфере господствовала латынь.
Средние века
Западная и Центральная Европа
Сохранило авторитет наследие античных философов, поэтов, ораторов. В архитектуре разрабатывался тип римской базилики. Народы Западной и Центральной Европы, однако, более свободно, чем византийцы, претворяли классическое наследие. В античном искусстве их привлекала объемно-пластическая выразительность, в зданиях позже возникшего романского стиля чувствовалась классическая композиция, благородная простота форм.
Средневековое искусство Западной и Центральной Европы в своем десятивековом развитии прошло три этапа: дороманский (сер. 5—10вв.), романский (11 —12 вв.) и готический (конец 12—14 вв.). В некоторых государствах
готическое искусство в 15—16 вв. («пламенеющая готика») сосуществовало с искусством Ренессанса. В дороманский период начинали выкристаллизовываться основные принципы средневекового искусства. В искусстве Каролингского Возрождения (8—9 вв.) наметилась национальная стилевая общность, возродился интерес к античности, и вместе с тем отмечалось тяготение к одухотворенности образов. В искусстве Оттоновской империи (10 в.) утверждались торжественная застылость форм, замкнутость композиции, плоскостность и жесткая графич-ность решений, увлечение варварским великолепием — черты, подготовившие романский стиль.