Халифат

(7 в.— первая половина 10 в.)

Культура оседлых и кочевых племен, насе­лявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йемене, который был самой цивилизованной областью, и в северо-западной части полуостро­ва, называемой каменистой Аравией, еще в 1 тыс. до н. э. существовали богатые племенные царства. Их процветание, как и возникновение крупных по аравийским масштабам городов, определялось выгодным экономическим положе­нием на мировых караванных путях и обшир­ной посреднической торговлей с Египтом, Пе­редней Азией п Индией. Архитектура и искус­ство южноарабских государств, изученные еще далеко не полностью, по своему типу входили в круг культур рабовладельческих обществ Пе­редней Азии. В Северной и Центральной Ара­вии основную массу населения составляли ко­чевники-скотоводы, стремившиеся к захвату новых земель и торговых путей. Эти тенденции были использованы родовой аристократией, объ­единившей отдельные арабские племена. Эконо­мический и социальный кризис, переживаемый арабскими племенами в 7 в., возникновение но­вых общественных отношений вызвали к жиз­ни новую религию — ислам, провозгласившую культ бога Аллаха. Основателем ее был пророк Мухаммед, его последователи назывались по-арабски муслимами (покорные богу), откуда и

1 В этом разделе наряду с зарубежным искусством Ближнего и Среднего Востока рассматривается искус­ство Средней Азии в связи с тем, что в средних худо­жественных учебных заведениях тет курса «История искусств народов СССР».


произошло название мусульман. Первоначаль­ным местопребыванием Мухаммеда и его пре­емников — халифов (отсюда название государ­ства —. халифат) —были аравийские города Медина и Мекка, где в древнем мекканском храме Кааба хранился Черный камень (вероят­но, метеорит) — мусульманская святыня. В 7 в. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопота­мию, Египет и Иран, а в начале 8 в. они при­соединили гигантскую территорию, включавшую на западе Пиренейский полуостров и всю Се­верную Африку, а на востоке — Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии. Так возник­ло обширное феодальное государство халифат, по размерам превосходящее Римскую империю во времена ее расцвета. В руках халифов ока­зались огромные земли и богатства. Однако су­ществование халифата как политического объ­единения оказалось непрочным. Уже с конца 8 в. он начал распадаться на ряд самостоятель­ных государств.

Политический распад халифата отнюдь не означал экономического и культурного упадка входивших в его состав стран. Напротив, имен­но в это время искусство вступило в пору вы­сокого расцвета. Усвоив и переработав значи­тельную часть культурного и художественного наследия покоренных народов, арабы и сами достигли больших успехов в области архитек­туры, монументального архитектурного декора, орнаментального искусства и художественного ремесла.

Искусство каждой области арабского мира — Аравии, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, Се­верной Африки, Южной Испании (в период существования там Кордовского халифата) — было крепко связано с местными традициями. Оно проходило длительный путь развития, об­ладало ярко выраженными особенностями.

Однако схс/дство форм развития феодализ­ма, тесные торговые и культурные связи и сам факт подчинения разных народов одному язы­ку, одной религии, единым правовым и социаль-



Средние века


Ближний и Средний Восток


 


пым установлениям — все это не могло не по­родить п черты общности в искусстве стран му­сульманского средневековья. Представление об этом искусстве обычно основывается на том, что ислам запрещал изображать живые сущест­ва. Священная книга мусульман Коран никогда не иллюстрировалась и украшалась лишь орна­ментом. Запретительные предписания соблюда­лись, однако, далеко не всегда и не всюду. Мно­гие области творчества оказались связанными со светской, придворной культурой. В искусст­ве мусульманского мира были созданы прекрас­ные образы. Тем не менее ограничения ислама, сформулированные в качестве религиозного за­кона, наложили отпечаток на развитие отдель­ных видов искусства, в котором возобладало ритмически-декоративное начало. Главенствую­щую роль играла архитектура, высокого совер­шенства достигли художественное ремесло и искусство миниатюры.

Архитектура. Уже с первых лет возникно­вения халифата большой размах получило гражданское и культовое строительство. Сред­невековые города арабского Востока, столица халифата Дамаск (Сирия), затем Багдад (Ирак), в 13 в. Каир (Египет), были центрами утонченной художественной культуры, огром­ными по тому времени городами, богато укра­шенными великолепными зданиями. Здесь воз­никли новые типы монументальных культовых и светских построек: мечети, вмещавшие тыся­чи молящихся, минареты — башни, с которых призывали верующих к молитве, медресе — зда­ния мусульманских училищ, крытые рынки и караван-сараи, дворцы, укрепленные цитадели, окруженные крепостными стенами с воротами п башнями. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и кам­ня. Были созданы разнообразные формы арок — подковообразных и стрельчатых, изобре­тены особые системы сводчатых перекрытий.

Уже в 7 в. сложился тип колонной арабской мечети. Внешний вид мечети напоминает кре­пость, окруженную глухими гладкими стенами, с минаретом в виде мощной башни. Основным ядром композиции является открытый квадрат­ный или прямоугольный двор, обнесенный га­лереей с арками. С одной из сторон этого дво­ра, которая ориентирована в сторону священно­го города мусульман Мекки, примыкает глубо­кий, в несколько нефов, колонный молитвенный зал. Богато украшенная пиша — мнхраб, распо­ложенный в стене, точно обозначает направле­ние к Мекке. В отличие от христианской бази­лики в колонном зале нет центральной оси, ко­торая направляла бы движение молящихся к


святилищу. Скорее наоборот, войдя под своды мечети, нужно остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие во все стороны ряды ко­лонн, расположенные поперек движения к мпх-рабу. Создается впечатление грандиозного п сложного пространства, которое контрастирует с геометрически-четкой композицией огромно­го открытого двора.

В колонной мечети проявляется характер­ное для всего арабского искусства сочетание логически строгого, рассудочного мышления с прихотливой и изощренной фантазией, услож­ненности с лаконичной простотой.

К ранним памятникам арабского зодчества относится мечеть Омейядов в Дамаске (705 — 715). Она была перестроена из большой хри­стианской базилики, в свою очередь воздвигну­той па месте античного храма Юпитера. Дамас­ская мечеть с ее высоким колонным залом, где просторно расставленные колонны с коринфски­ми капителями принадлежат более раннему (византийскому и, возможно, даже римскому) времени — пример перевоплощения христиан­ской базилики в мусульманское культовое зда­ние. С большей последовательностью принципы арабской архитектуры решены в мечети Ибн Тулуна в Каире (876—879). В качестве опор здесь применены не колонны, а мощные прямо­угольные столбы-пилоны с перекинутыми через них стрельчатыми арками. Этот архитектурный мотив — основной объединяющий элемент всей композиции мечети. Аркада охватывает огром­ное (92X92 м) пространство открытого двора, пять нефов молитвенного зала, в котором соз­дается многообразие точек зрения, сложная ритмическая игра пространства. Вместе с тем в сооружении пет переизбытка роскоши, всюду господствуют строгость и простота. Резной по стуку растительный орнамент, покрывающий архивольты арок и карнизы, прихотливый, по­добный драгоценному украшению, не нарушает плоскостного характера крупных архитектур­ных форм.

В архитектуре, как и во всем искусстве Ближнего Востока, необычайно сильно прояви­лась фантазия строителей, применявших раз­личные декоративные формы. Например, ста­лактиты — заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических форм, расположенных рядами, выступающими одни над другим, и по­хожих на разрезанные соты меда пли на из­вестковую накипь, которая образуется в пеще­рах от просачивания воды через почву и назы­вается сталактитом (отсюда и само название декоративного мотива). Красивые сталактиты использовались даже в капителях колони, осо­бенно эффектно они выглядели благодаря яр-



Средние века


Ближний и Средний Восток


 


кой раскраске и позолоте. Исключительное ме­
сто занял орнамент, украшавший поверхности
фасадов и внутренних стен монументальных
зданий. Художник заполнял плоскость слож­
нейшим переплетающимся узором — арабеской.
В узоре использовались растительные мотивы и
геометрический орнамент, построенный на со­
четании многоугольников и многолучевых звезд.
Декором служили также изречения из Корана,
начертанные строгим и изысканным арабским
шрифтом. Каллиграфия на всем средневековом
Востоке в те времена расценивалась и как вы­
сокое искусство, занимая в ряду других его ви­
дов почетное место. Поистине безграничной
была фантазия мастеров — создателей бесчис­
ленных комбинаций великолепного орнамен­
тального узора, тончайшим кружевом покры­
вавшего стены и своды зданий. " .

Прикладное искусство. Снаибольшей выра­зительностью красота орнамента раскрылась в-произведениях прикладного искусства, играв­шего в художественной культуре всех пародов средневекового Востока исключительно важ­ную роль. Экономической базой для этого слу­жило интенсивное,развитие ремесла. В области прикладного искусства средневековые мастера Сирии, Ирака, Египта создали превосходные ху­дожественные произведения, и сейчас пленяю­щие неисчерпаемым декоративным воображе­нием, безупречным вкусом и совершенным ма­стерством. Это керамические изделия, распи­санные люстром — особым красочным составом, который в результате вторичного восстанови­тельного обжига придавал изделиям золотистый отблеск различных оттенков, имитирующий ме­талл; драгоценные ткани, от тончайших мусли­нов до тяжелой, затканной золотом парчи; резь­ба по дереву и слоновой кости; изделия из металла, поверхность которых покрыта чекан­ным, гравированным или инкрустированным орнаментом; художественное стекло тончай­шей работы.