Северная Африка и Мавританская Испания

(8—15 вв.)

В 7—8 вв. страны Северной Африки (Тунис, Алжир, Марокко) и Южная Испания вошли в■остав халифата. Искусство этих стран полу-гП1Л0 название мавританского. В античную эпо­ху маврами (от греческого слова «темный») на­зывали коренное население древнего, располо­женного в северо-западной части Африки госу­дарства— Мавритании. После того как в 711 г. Фабо-берберские войска вторглись на Пиреней-


ский полуостров, название «мавры» распростра­нилось па них, а также и на всех мусульман­ских завоевателей, пришедших в Испанию из Северной Африки.

В 10 в. омейядские правители Испании при­няли титул халифов. Кордовская держава, пред­ставлявшая собой сильное государство восточ­ного типа, вступила в эпоху расцвета. Маври­танская Испания стала одной из самых бога­тых и культурных стран Европы. Иноземные путешественники восхищались красотой цвету­щей Кордовы.

Архитектура. Столица Кордовского халифата насчитывала сотни мечетей, библиотек, учебных заведений. Великолепные мосты были переки­нуты через реку Гвадалквивир, улицы были за­мощены, многочисленные фонтаны, питаемые большим водопроводом, освежали воздух. Окру­женные тенистыми садами, дворцы халифа и знати утопали в роскоши.

Мировую славу заслужила столичная собор­ная мечеть (ил. 92). Она была заложена в Кор­дове в 785 г., по окончательно достроена в 10 в. Кордовская мечеть — особый вариант традици­онной колонной мечети. Она представляет в пла­не прямоугольник (180X130 м). Лишь неболь­шая часть этой площади отведена под открытый двор, где у фонтана совершали омовения. Основ­ное пространство занимает колоссальный зал, в котором расположено свыше восьмисот ко­лонн, образующих девятнадцать нефов. Колон­ны, несущие двухъярусные аркады, равномер­ными рядами заполняют интерьер. Внутреннее пространство делится на громадное число яче­ек, каждую из которых образуют две колонны с аркой между ними. Кроме того, этот почти единственный архитектурный мотив как бы сно­ва находит отклик в верхнем ярусе арок. Ар­хитектура мечети подчинена четкой, точно раз­работанной конструктивной схеме. И вместе с тем ее молитвенный зал справедливо сравни­вают с густым, разросшимся лесом. Не имею­щие баз, словно выросшие из пола, стволы не­высоких колонн из разноцветного мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы деревьев. От них, подобно переплетенным между собой вет­вям, отходят в стороны подковообразные, выло­женные из белых и красных камней аркп. Че­ловек, попав в полумрак колоннады, которая освещалась светом сотен висящих серебряных лампад, ощущал себя как бы в нереальной, фантастической обстановке.

В конце 11 в. испанцы оттеснили арабов к югу, но вплоть до 1492 г. сохранился Гранад-ский эмират — последний оплот арабского вла­дычества в Испании.



Средние века


Ближний и Средний Восток


 


Главным архитектурным ансамблем Гранады был дворец Альгамбра, основная часть построек которого относится к 14 в. (ил. 91). Дворец расположен на высоком холме. Он окружен крепостной стеной красного цвета (по-арабски «красная» — «ал-хамра»). Дворец поражает бо­гатством интерьеров, предназначенных и для пышных приемов и для интимной жизни вос­точного властелина. Основные помещения груп­пируются вокруг двух больших открытых дво­ров — Миртового и Львиного. Но планировка Альгамбры, в которой нет строгой симметрии, отличается свободой. Расстановка Заполняющих дворы тонких колонн кажется случайной. Ста­лактиты, словно гигантские соты, спускаются со сводов; на степах, арках и карнизах развер­тываются сложные, построенные па сочетании голубого, красного и золотого, орнаментальные узоры. В убранстве интерьеров применены раз­ноцветные мрамор и камень, раскрашенный алебастр, мозаика и люстровые керамические изделия. В архитектуру дворца органически включены вода и зелень. Бьющие из фонтанов сверкающие струи воды оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн. Их отражение в зеркальной поверхности водоемов еще более уси­ливает впечатление легкости и хрупкости архи­тектурных форм.


Альгамбра переносит человека в мир волшеб­ной восточной сказки, покоряет строгим спокой­ствием, внутренней гармонией и чувством меры.

Прикладное искусство.Прикладное искусство Испании называют обычно испано-мавритан­ским. Творчество безвестных народных масте­ров, как арабов, так и испанцев, служило пре­красным примером плодотворного художествен­ного общения средневековых культур Востока и Запада. Особый интерес представляют полу­чившие мировую известность так называемые альгамбрские вазы, созданные во второй поло­вине 14 в. в Малаге и, по-видимому, предназна­ченные для украшения Гранадского дворца. Это массивные сосуды яйцевидной формы, сильно суженные книзу, с плоскими, несколько напо­минающими крылья ручками. Поверхность ваз покрыта люстровым орнаментом в виде горизон­тальных фризов. Мощная пластичность ясных округлых объемов сочетается в альгамбрских вазах с изяществом и мягкостью очертаний. К числу наиболее ранних и художественно со­вершенных принадлежит так называемая ваза Фортунн, хранящаяся в ленинградском Эрмита­же. Широкую славу в 15 в. приобрели фаянсо­вые изделия из Валенсии с их звучным сочета­нием темно-синего и золота.