СРЕДНИЙ ВОСТОК


В эпоху феодализма, переход к которому на­чался в 5 — 6 вв. н. э., народы Среднего Востока опирались в своем развитии на самобытные тра­диции иранской, закавказской и среднеазиат­ской античности. Вторжение других народов: арабов в 7—8 вв., тюрков-сельджуков в 11 в. и самое разрушительное — монголов в 13 в., не­надолго задержало поступательный ход разви­тия искусства. Одним из последствий арабского завоевания было повсеместное распространение ислама. В Иране, культура которого восходила к глубокой древности, исключительно сильными оказались местные художественные традиции.

Искусство сохранило многочисленные изобра­зительные мотивы и образы живых существ. Однако с утверждением ислама возникло новое мировоззрение и новый характер искусства.

Архитектура.Первоначально на Среднем Во­стоке культовые здания строились в форме араб­ской колонной мечети. Но быстро появились иные, различные в разных странах и областях


типы архитектурных сооружений. Одной из наи­более распространенных стала четырехайван-ная постройка, развивавшаяся как в культовом (мечеть, медресе), так и гражданском зодчестве (дворец, караван-сарай). Это обычно большое сооружение с прямоугольным внутренним дво­ром, с каждой стороны которого возвышается высокий стрельчатый айван — сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор. Мощные пи­лоны айванов, поддерживающих арки, образуют величественные прямоугольные порталы. Самый крупный по размерам портал, украшенный по бокам стройными минаретами, возведен на глав­ном фасаде здания.

Наряду с четырехайванной композицией рас­пространение получили и простые портально-купольные постройки, сочетающие портал и за­мкнутый куб здания, увенчанный куполом. Воз­двигались такжв стройные круглые минареты, мавзолеи с шатровым покрытием.

Огромная роль принадлежала орнаменту, по­крывавшему большие архитектурные плоскости.



Средние века


Ближний и Средний Восток


 


Первоначально орнамент, исполненный из кир­пича и резных терракотовых плиток, был мо­нохромным. Но с 12 в. стали применять обли­цовку из красочной керамической мозаики и ярко расписанных глазурью плиток. Архитек­турный декор отличался обилием мотивов и форм растительного и геометрического узора, богатством ритма, звучностью цвета, где преоб­ладали своеобразно претворенные в искусстве тона сине-голубого неба и золотисто-охряной земли.

Особенности средневекового культового зод­чества Ирана нашли выразительное воплощение в архитектуре прославленной соборной мечети в Исфагане. Ее сооружение восходит к 9 в., но основная часть датируется 11 —12 вв. (отдель­ные пристройки относятся к позднему време­ни). В центре мечети — огромный открытый двор, окруженный двухъярусными галереями. По осям высятся четыре портала с погруженны­ми в тень айванами. Грандиозность комплекса мечети, разнообразие купольных покрытий и смелость в их решении, изысканная строгость убранства (фигурная кирпичная кладка, терра­кота, резной стук, позже — полихромные израз­цы) — все это рождает образ, исполненный силы и свежести.

В конце 14 в. Иран вошел в состав державы Тимура. В истории искусства всего мусуль­манского мира одну из ярчайших страниц вписало искусство Средней Азии. Став с 1370-х гг. центром огромной империи Тимура, Средняя Азия пережила в 14—15 вв. расцвет архитектуры и искусства. Жестокий и грозный завоеватель хотел, чтобы его столица Самарканд превосходила красотой и грандиозностью дру­гие города мира. Здесь наряду с местными ма­стерами работали художники и строители, при­везенные Тимуром из покоренных им стран — Ирана, Азербайджана, Афганистана, Ирака, Си­рии, Индии.

Дошедшие до нашего времени монументаль­ные здания Самарканда, воздвигнутые при Ти­муре и его преемниках, принадлежат к заме­чательным памятникам мировой архитектуры эпохи средневековья. Среди них комплекс усы­пальниц (мавзолеев) духовенства и знати Шах-и-Зинда (14 — первая половина 15 в., ил. 95). Расположенные по крутому спуску холма, мав­золеи представляют собой небольшие портально-купольные сооружения, близкие по характеру, но не повторяющие целиком один другого. Ан­самбль создает возвышенный поэтический об­раз. Архитектурный декор здесь доведен до со­вершенства. Бесчисленными переливами свер­кают поливные изразцы голубых куполов и пор­талов, покрытых тончайшим и разнообразным


узором. Сочетание простых архитектурных форм с изощренной декоративной фантазией придает ансамблю Шах-и-Зинда неповторимое очарование.

Гордостью Самарканда была соборная мечеть, предназначенная для тысячи молящихся и по­лучившая в народе название Биби-Ханым. Ее строительство было закончено в 1404 г. Тимур требовал, чтобы самаркандская мечеть превзо­шла величественностью все здания мира. В сво­ем первоначальном облике она представляла сложный архитектурный ансамбль, включав­ший стройные минареты, портально-купольные здания, грандиозные входные порталы. Время не пощадило этот замечательный памятник зод­чества. Но даже в руинах он оставляет неизгла­димое впечатление. Главным зданием ансамбля, противостоящим входу, была мечеть с огром­ной аркой, поддерживаемой восьмигранными минаретами и увенчанная бирюзовым, как бщ сливающимся с небом куполом. Особой вели­чественностью, гармоническим чувством про­порций отличался интерьер. Мечеть Биби-Ха­ным свидетельствует о смелости замысла ж вдохновенном мастерстве создавших ее зодчих.

Торжественно монументальна усыпальница Тимуридов — Гур-Эмир в Самарканде (нач. 15 в., ил. 96). В этом здании господствуют про­стые архитектурные объемы: восьмигранное основание, цилиндрический барабан и огромный ребристый сине-голубой купол. Внутреннее убранство мавзолея чрезвычайно богато: стены облицованы мрамором, резным стуком, покры­ты орнаментальными росписями, вокруг надгро­бий расположена ажурная мраморная ограда, резные деревянные двери отличаются тончай­шей ювелирной работой. Строгой красотой вы­деляется надгробие Тимура, выполненное из темно-зеленого нефрита.

Зодчество Средней Азии конца 14 — начала 15 в. находилось в тесном взаимодействии с ар­хитектурой соседних стран и оказало на нее большое влияние. В 15 в., несмотря на то что империя Тимура распалась на ряд феодальных самостоятельных государств, культурно-худо­жественные связи между народами Среднего Востока продолжали укрепляться. В первой по­ловине 15 в. застройка Самарканда, Бухары и других городов Средней Азии была продолжена внуком Тимура Улугбеком, который был выда­ющимся ученым-астрономом своего времени.

На площади Регистан в Самарканде было воз­двигнуто медресе Улугбека (1417—1420). Пла­нировка медресе в значительной мере объясня­лась замкнутым характером высшего мусуль­манского учебного заведения, в котором студен­ты не только учились, но и жили. Открытый



Средние века


Ближний и Средний Востог:


 


прямоугольный двор окружен двухэтажными зданиями, где расположены кельи для учащих­ся. Они выходят во двор открытыми лоджиями. В середине каждой стены высятся четыре айва-на, служившие местом для занятий. Медресе Улугбека отличается стройностью пропорций, единством архитектурных форм и изысканной красотой мозаик, сохранивших более чем за пять веков своего существования всю прелесть и све­жесть чистых красок.

Строительство продолжалось в Средней Азии и в последующие столетия. Значительные со­оружения воздвигались в Бухаре в 16 в. В Са­марканде в 17 в. был создан знаменитый ан­самбль площади Регистан (ил. 93). Величест­венный ансамбль господствует над низкой жи­лой застройкой окружающих улиц. Ансамбль состоит из трех медресе, расположенных сим­метрично на трех сторонах почти квадратной площади: с западной стороны находится уже упомянутое медресе Улугбека, с востока и юга — медресе Шир-дор и Тилля-кари, соору­женные двумя столетиями позже.

Фасады медресе расположены так, что объ­единяющая их площадь воспринимается как от­крытый с одной стороны грандиозный двор с тремя громадными порталами. Геометрически четкие объемы сопоставлены в ясном ритме. Массивность зданий уравновешивается свобод­ным взлетом стрельчатых арок порталов, мощ­ными вертикалями минаретов. В спокойном ве­личии застыли архитектурные колоссы, степы которых, купола, пилоны и минареты сверкают под южным солнцем яркими красками изразцо­вых узоров и надписей.

Прикладное искусство.Прикладное искусство стран Среднего Востока прошло большой и мно­гообразный путь развития. 12—14 вв.— нора расцвета керамического искусства в Иране. Ве­дущее значение приобрели изделия с люстро-вой росписью. Золотисто-желтые и коричневые тона люстры полны легкой радужности, как бы светятся из-под глазури цветом слоновой кости. Поверхность сосудов покрыта росписями, изоб­ражающими сцены придворной жизни, охоты, эпизоды из эпоса «Шах-намэ», всадников, му­зыкантов, реальных и фантастических живот­ных. Изобразительность иранской керамики на­шла яркое воплощение и в другом виде роспи­си 12 —14 вв. легкоплавкими эмалевыми краска­ми— в полихромной посуде «минаи». Иранские мастера, не знавшие секрета производства фар­фора, сумели создать из глины изделия удиви­тельной тонкости и изящества.

Иран издревле славился художественными тканями и коврами. В 16 —17 вв. их производ-


ство переживало новый подъем. Иранские тка­
ни и ковры пользовались мировой известностью.
Образ персидского ковра стал выражением са­
мой декоративной специфики средневекового
искусства Ирана. Ковры отличались редкой
красотой цвета, их орнамент сложен, полон гиб­
ких, легко переплетающихся форм, включает
в себя изображения человеческих фигур и жи­
вотных. Обычно выделяют садовые, охотничьи,
звериные и вазовые ковры. Эти названия сви­
детельствуют, что главные мотивы были почерп­
нуты из мира окружающей природы, олицетво­
ряли образ прекрасного сада. ' .

Средняя Азия также славилась своими тка­нями и коврами. Особой известностью пользуют­ся великолепные туркменские ковры. Еще в 13 в. Марко Поло оценил их «как самые топкие и красивые в мире». Для туркменских ковров ти­пичны четкий и строгий узор в форме розеток и благородный густо-красный тон, который варьируется от тепло-карминного до темно-вишневых, почти черно-красных оттенков. Вы­соким совершенством отличались изделия из керамики, резьба по дереву и чеканка по ме­таллу.

Миниатюра. Исключительной высоты в стра­нах Среднего Востока достигло искусство оформления книги. Все поражает здесь: и вир­туозное мастерство каллиграфа-переписчика и тончайшая орнаментальность заставок и ти­тульных листов и великолепные миниатюры. Искусство миниатюры отличается прежде всего изощренным чувством цвета. На плоскости ли­ста фигуры и предметы расположены подобно красочному узору, образ строится па основе тон-.чайшего линейного рисунка и сочетания звуч­ных и чистых цветовых пятен. Искусство ми­ниатюры как книжной иллюстрации было глу­боко созвучно возвышенной и цветистой поэзии средневекового Востока. Художники запечат­левали подвиги легендарных героев, битвы, тор­жественные пиры, лирические сцепы, воспеваю­щие высокие чувства любви и верности.

В своем развитии миниатюра Среднего Восто­ка проходила ряд этапов, в ее историю значи­тельный вклад вносили живописные школы Ирана, Средней Азии, Азербащгжаиа, Афгани­стана. Крупнейшим мастером миниатюры кон­ца 15 — начала 16 в. был Камаладдин Бехзад, работавший в Герате и Тебризе (ил. 94).

Творчество Вехзада стало наследием ряда народов Среднего Востока, между художествен­ными культурами которых существовала тесная взаимосвязь. Сохраняя условный язык, прису­щий искусству миниатюры, Бехзад вносил в свои произведения непосредственность живых



-редние века


Ближний и Средний Восток


 


наблюдений. Многообразие окружающей жизни ■ н воплощал в своих работах с такой убеди­тельностью, какой до него не удавалось достичь никому из восточных миниатюристов. Достовер­ных работ Бехзада в настоящее время насчи­тывается около двадцати. Одно из его наиболее известных произведений — поэтичные и отли-■аюгциеся" тонкой наблюдательностью иллюст­рации к поэме Саади «Бустан» (1488, Каир, египетская национальная библиотека). Очень интересны иллюстрации к «Зафар-наме» («Кни-е побед Тимура»), повествующей о событиях еальной истории. Миниатюры изображают по­воды Тимура, торжественные приемы и строи­тельство мечети.

То, что было завоевано искусством Бехзада — интерес к жизни и бытовым подробностям, ши-ошга показ пейзажа и архитектурного интерье-а, мастерство в передаче разнообразных дви­жений, поз и жестов персонажей, оказало влия­ете на развитие тебризской школы миниатюры -•3 в. в Азербайджане. Но в этой школе преоб-


ладали условно-декоративные черты, присущие миниатюре как жапру живописи. Тебризские мастера словно вобрали в себя всю неиссякае­мую щедрость красок. Их произведения необы­чайно эффектны по колориту, сложны по ком­позиции.

Самым крупным представителем тебризской школы был Султан Мухаммед, автор несколь­ких иллюстраций к рукописи «Хамсе» Низами (1539—1543, Лондон, Британский музей), ярко эмоциональных, проникнутых чувством красо­ты, упоения жизнью. В его творчестве реально увиденное претворялось в глубокопоэтический, преображенный фантазией художника образ.

Значение средневековой восточной миниатю­ры не исчерпывается ее высокими декоратив­ными качествами. Весь ее художественный строй рождает чувственное, радостное ощуще­ние земного бытия. Догмы ислама лишь кос­венно воздействовали на миниатюру, которая по существу своему оставалась чисто светским искусством.


ИНДИЯ


Индийское искусство, яркое и самобытное, ■зникло в глубокой древности. Мифология, 1лпая гиперболизации и безудержной фанта-;пш, обусловила его характер. Сама цветущая •>ирода Индии кажется овеянной духом древ-:х легенд и преданий. Выветренные скалы под лепительным солнцем представляются замка-:. созданными с незапамятных времен каки­е-то могучими гигантами; тропические леса, :>' скрывается множество ядовитых змей, ди-:х зверей и редкостных птиц, кажутся полны-: тайн. Эта природа придала особенно яркий очный колорит древним сказаниям индийско-народа о богах-исполинах, царственных зме-. добрых и злых духах, населяющих каждое нево, гору или реку. Их образы обрели свое смертие благодаря неистощимой фантазии вестных в те времена художников и скульп-ов, воплотивших в них поэтические пред--яления о красоте земли, об. ее таинственной 'е.

(еразрывно связанные друг с другом, архи­тура, скульптура и живопись донесли до днейших времен в земных и чувственных, а! устрашающих образах все то легендарно-дологическое мироощущение, которое состав-■ :•) специфику образного мышления индий-


ского народа на протяжении древности и сред­невековья.

Индийская культура — одна из древнейших; истоки ее восходят к 3 тыс. до п. э. В своем развитии она прошла ряд исторических этапов, соприкасаясь с культурами шумерийской и гре­ческой э древности, Среднего Востока - в пе­риод средневековья. Созданное многочисленны­ми племенами и народностями, населяющими огромную территорию, индийское искусство чрезвычайно обильно и многообразно по фор­мам, тесно связано с народными ремеслами, с богатейшим миром народных сказочных обра­зов.

Пути исторр1ческого развития Индии имели свою специфику. Средневековье здесь затяну­лось вплоть до середины 18 в. Как и дальне­восточные государства, Индия не знала куль­туры, подобной культуре эпохи Возрождения в странах Европы. Однако в пору своего рас­цвета она создала прекрасные и самобытные образы искусства, внеся в мировую сокровищ­ницу культуры еще одну грань художественно неповторимого постижения действительности. Недаром и но сей день Индия привлекает ху­дожников всего мира как страна благоуханных сказок и чудес, порожденных гением ее народа.


 


Заказ 1322